МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «ИСКОРКА» ГОРОДА ИШИМБАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Игровой тренинг для воспитателей
«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Подготовила: Игина А.М. воспитатель
2018г.
Игровой тренинг для воспитателей
«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»
Именно театрализованная деятельность позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованные игры помогают налаживать общение друг с другом. Общение в ходе игры позволяет проявить ребенку свою индивидуальность, показать свои возможности.
Таким образом, можно сделать следующие выводы:
1. Игра является основой деятельности детей дошкольного возраста.
2. Театрализованная игра - эффективное средство развития личности ребенка, помогает формировать связную речь, обогащать словарный запас, развивать умение общаться, развивает пальчиковую моторику у детей с нарушениями речи.
3. Игра играет особую роль в психическом развитии (развивает внимание, память)
Является действенным средством профилактики застенчивости, замкнутости, профилактики агрессии, страхов у детей с отклонением в развитии.
ЗАДАНИЕ №1 «Разминка».
Перед вами лежат картинки с артикуляционной гимнастикой. Вспомните, как называются упражнения и придумайте небольшую артикуляцонную сказку с этими упражнениями.
Например, по ТЕМЕ: « ТРАНСПОРТ»
Язычку на день рождения подарили велосипед. У него было два больших колеса (облизать губы и под губами); блестящая рама (широко улыбнуться и показать зубы). Язычок стоял перед велосипедом и никак не мог нарадоваться (улыбка). Он осматривал его, то с одной стороны, то с другой (часики), то сверху, то снизу (качели). После этого язычок решил покататься. На улице ярко светило солнышко, и время от времени язычок закрывал то один глазок, то другой (подмигивание). Дорога была длинной и широкой (тянуть широкий язык к подбородку). Язычок проезжал мимо глубокого пруда ( чашечка), мимо стройных берез (грибок). Дорога поворачивала то вправо, то влево (часики). Язычок быстро крутил педали (вращать языком по губам). Скоро наступил вечер. Язычку было пора домой, он очень устал и не заметил, как сначала закрылся один глазок, потом другой и он уснул.
ЗАДАНИЕ №2 «Пальчиковый игротренинг»
Вспомните пальчиковую игру с движениями и проведите ее с педагогами.
Например
"Теремок"
На поляне теремок,
(Соединить ладони "домиком".)
Дверь закрыта на замок,
(Сомкнуть пальцы в "замок".)
Из трубы идёт дымок.
(Сомкнуть пальцы в "колечки".)
Вокруг терема забор,
(Руки держать перед собой, пальцы растопырить.)
Чтобы не забрался вор.
(Пощёлкать пальцами.)
Тук-тук-тук, Тук-тук-тук,
(Кулачком постучать по ладони.)
Открывайте, я ваш друг!
(Развести руки в стороны, затем одной ладонью обхватить другую.)
ЗАДАНИЕ №3 «ПОКАЖИ-УЗНАЙ»
Жесты, поза движения. (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 1 Команды)
«Отгадай, кто я, что я делаю»
- Сесть, как королева;
как побитая собака;
как подсудимый на скамью,
как провинившейся малыш;
как пчелка на цветок.
- пройдемся, как артисты балета;
как манекенщица;
как больной человек;
как старый человек;
- попрыгаем, как профессор через лужу;
как кенгуру;
как большой заяц;
как маленький зайчик.
Изобрази! ( (ЗАДАНИЕ ДЛЯ 2 Команды)
- вдеть нитку в иголку,
- пришить пуговицу,
- подбросить и поймать мяч,
- наколоть дров,
- обстругать доску,
- заточить карандаш,
- остричь ногти,
- перенести предмет с одного места на другое.
- развернуть и сложить газету,
- несколько раз перелить воду из одного стакана в другой.
- плеснуть в кого — либо водой из стакана и суметь уклониться от того, чтобы себя облить.
- понюхать яблоко, апельсин.
- разрезать арбуз и съесть кусок.
«Артисты пантомимы»
Под музыку или без музыки нужно изобразить:
1) кофемолку, дверной замок, часы с кукушкой, трактор в поле, мотоцикл, часы с боем.
2) Без звука: горящую свечу, мигающую лампочку, горячий утюг, испорченный телевизор
3) Парикмахера, Айболита, водителя такси, продавца музыкального магазина
4) Ситуация из жизни: повар готовит обед, хирург оперирует, зубной врач выдергивает зубы, хозяйка чистит овощи, шофер чинит автомобиль.
5) Объекты (походку, голос, манеру поведения), разозленный кот, голодный поросенок, ленивый пингвин, гордый задира-петух, злая собака, трусливый заяц, надменный индюк, ночная сова, красавец-павлин, страус.
6) Пешеходов: старушку с собакой на поводке, милиционера, прохожего с больным зубом;
7) Походку курицы, утки, пингвина.
ЗАДАНИЕ №4 « Я ДРУЖУ С ИНТОНАЦИЕЙ»
- Представьте, что я мама-медведица, а ты одна из медвежат. Медвежата проголодались и просят есть. Можно ласково попросить: «Мам, мёду б нам». А можно ныть, сердито требовать и даже приказывать. (Взрослый изображает варианты интонаций.) Теперь ласково попроси у меня, ной, сердито требуй, приказывай... Ты сейчас говорил с разными интонациями. Как ты думаешь, какая интонация понравится маме-медведице? Изобрази ее еще раз.
- Рано утром мастер-кузнец вынес на базар продавать целую кипу пик. Бодро и весело зазывает он покупателей: «Купи кипу пик!». Представь, что ты этот веселый кузнец... День клонится к вечеру. Жарко. А пики никто не покупает. Устал кузнец, из последних сил жалобно уговаривает: «Купи кипу пик». Изобрази усталого кузнеца... Славный богатырь Добрыня достал кошелек. Обрадовался кузнец, радостно закричал: «Купи кипу пик». Изобрази радостного кузнеца.
- Исполните песенку козы из сказки «Волк и семеро козлят»: сначала голосом Козы, потом волка.
Козлятушки, ребятушки,
Отопритеся, отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молочка принесла.
Прочитайте следующие стихи: удивительно, насмешливо, недоумевая:
Кумушка, послушай!
Вправду, кроме шуток,
Открывают школу
Для утят малюток.
ЗАДАНИЕ № 5 «СКОРОГОВОРКИ Н А РАЗВИТИЕ ДИКЦИИ»
Произнесите скороговорку медленно, быстрее, быстро.
УТРОМ, ПРИСЕВ НА ЗЕЛЕНОМ ПРИГОРКЕ,
УЧАТ СОРОКИ СКОРОГОВОРКИ.
ЖУК, НАД ЛУЖЕЮ ЖУЖЖА,
ЖДАЛ ДО УЖИНА УЖА.
В ПЕРЕЛЕСКЕ ПЕРЕПЕЛ
ПЕРЕПЕЛКУ ПЕРЕПЕЛ.
Еле-еле Елизар,
Едет-едет на базар.
А с базара, а с базара,
Не догонишь Елизара.
Мама шьет сорочку дочке.
Строчит строчки на сорочке.
Срочно строчит сорок строчек:
Растет дочка, как росточек.
Променяла Прасковья карася
На три пары полосатых поросят.
Побежали поросята по росе,
Простудились поросята, да не все.
Краб крабу сделал грабли, подарил грабли крабу.
Грабь граблями гравий, краб!
Стоит поп на копне, колпак на попе,
копна под попом, поп под колпаком.
Выдра из ведра выпрыгнула,
Воду из ведра выплеснула,
Выпрыгнуть то она выпрыгнула,
Выплеснуть то она выплеснула,
А обратно впрыгнуть да вплеснуть не смогла!
Купила бабуся бусы Марусе
На рынке споткнулась о бусы бабуся
Не будет подарка у юной Маруси
Все бусы склевали по бусинке гуси.
Пролетели лётчики над аэродромом,
Лётчиков-пролётчитков одолела дрёма.
Во дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова;
Не вместит двор дров -
Дрова выдворить пора.
Крокодил зарылся в ил,
Крокодила Нил манил.
Нёс Петро ведро,
Ведро било Петра в бедро.
Пнул Петро ведро,
Ведро не ядро, но летело быстро.
Отворяй, Варвара, ворота, коли не враг за воротами,
А врагу да недругу от Варвариных ворот - поворот.
Парашют раскрывается разом.
И стропа распрямляется сразу.
Кто не прыгал реально ни разу,
Безразличен к рисунку, к рассказу.
ЗАДАНИЕ № 6 « ПРИДУМАЙ СКАЗКУ»
Перед вами 2 коробки: 1 коробка (фрак, бант, юбка, шарф ит.д.), 2 коробка (персонажи сказок - пальчиковый театр) придумайте сказку и обыграйте ее.
Рефлексия от педагогов. Рейтинг успешности проведенного мероприятия.
И закончить наш семинар - практикум хочется словами Л.С. Выготского: «Необходимо расширять опыт ребенка, если мы хотим создать достаточно прочные основы его творческой деятельности».
В Вашу «Педагогическую копилку» добавляю буклет «Театрализованная деятельность в развитии речи дошкольников»