Программы ДОУ

Проект "мы знаем и любим детских писателей"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №7 «ИСКОРКА» ГОРОДА ИШИМБАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ИШИМБАЙСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

                                                                              

Проект «Мы знаем и любим детских писателей»

            Подготовили:

Игина А.М., Стрижкова Е.В., Желнина Е.В.,

воспитатели

2019г.

Проект «Мы знаем и любим детских писателей»

На базе детской районной библиотеки

Вид проекта: исследовательски-творческий.

Участники проекта:

 Дети старшего и подготовительного возраста МБДОУ д/с №7 «Искорка».

 Воспитатели –Игина А.М., Стрижкова Е.В., Желнина Е.В.

Учитель – логопед Субботина Е.В.

 Родители воспитанников

Актуальность темы:

Книга остается тем видом искусства, который оперирует словом. И именно ей даны большие возможности проникать в духовный мир человека, мир его мыслей, чувств. «Живое» общение с книгой не могут заменить средства массовой информации, детские компьютерные программы, аудио- и видео-книги, зрелищные шоу. Именно литература создает незаменимые ценности, от которых зависит прогресс в духовной жизни общества.

Через книгу ребёнок познаёт окружающий его мир, познаёт о добре и зле, ненависти и дружбе, смелости и трусости. Чтение закладывает в ребёнке моральные ценности, учит сострадать и сопереживать, удивляться и радоваться.

Прививая любовь к произведениям детских писателей, мы помогаем ребенку познавать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклором во всем разнообразии его жанров, с русской и зарубежной классикой, с произведениями детских писателей - с теми первыми классическими произведениями, к которым человек часто уже не возвращается позже.

Дети, полюбившие чтение, намного лучше успевают в школе, точнее излагают свои мысли, и не только в устной речи, но и в письменной.

Невольно задумаешься, куда же ушла от нас такая замечательная традиция, как семейное чтение или чтение перед сном. Не секрет, что именно в семье происходит воспитание личности ребёнка. Задача взрослых - приобщить детей к чтению, привить любовь к книге. Если в семье любят и много читают, то и малыш будет подражать образу жизни своей семьи.

Предмет исследования:

Включение чтения художественной литературы в процесс обучения и воспитания как средство межличностного общения, эмоционального и умственного развития растущего человека, формирования и развития личности ребёнка.

Современные дети мало читают, не интересуются искусством, не умеют организовать досуг, большую часть времени проводят за компьютером, вследствие чего не умеют общаться со сверстниками и взрослыми.

Цели проекта:

1. Развивать устойчивый интерес к произведениям детских писателей.

2. Способствовать становлению личности ребёнка через формирование его художественного вкуса, морально-нравственных качеств и развитие творческих способностей.

Задачи проекта:

1. Развивать интерес к художественной литературе, формировать навыки устной речи.

2. Воспитывать языковое чутье, желание говорить правильно и красиво.

3. Совершенствовать умение декларировать стихи, слушать и понимать произведения, драматизировать и инсценировать.

4. Создать условия для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов. Представленный проект направлен:

5. Внедрение новых образовательных технологий в педагогическую практику;

6. Организацию различных видов деятельности, воздействующих на формирование у детей интереса к произведениям детских писателей;

7 Создание условий для совместной деятельности детей, их родителей и педагогов.

8.Познакомить детей с творчеством русских писателей-натуралистов В.В. Бианки, Е.И. Чарушина. Познакомить с творчеством С.Я. Маршака,  С.В. Михалкова, А. Барто, К.И. Чуковского.

Содержание и этапы реализации проекта:

1 этап. Подготовительный этап.

Мероприятия:  анкетирование родителей; подбор библиотеки; акция «Подари книгу в группу»; оформление родительского уголка: размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта; подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для занятий.

Подбор материала и ознакомление с творчеством детских писателей.

Разработка плана мероприятий с детьми по ознакомлению с творчеством детских писателей совместно с детской библиотекой, планирование выставок. Составления сценариев мероприятий с детьми, родителями, педагогами.

2 этап: Практический

Организация деятельности над проектом. 
1. Деятельность педагогов. 

  1. Подготовка методических и дидактических материалов;
  2. Проведение интересных занятий. Организация выставок;
  3. Довести до родителей  важное значение воспитания в дошкольниках интереса и любви к книге;
  4. НОД  в библиотеке;
  5. Выставка рисунков детей.

2. Деятельность детей. 

  1. Участие в различных конкурсах, беседах;
  2. Заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных педагогами;
  3. Ремонт книг;
  4. Рисование понравившихся сюжетов по прочитанным произведениям;
  5. Инсценировки произведений;
  6. Исполнение сюжетно-ролевых игр "Семья", "Театр", "Библиотека".

3. Деятельность родителей.

  1. Участие во всех мероприятиях организуемых в группе;
  2. Оказание помощи в пополнении групповой библиотеки;
  3. Обмен опытом на тему "Роль художественной литературы в деле воспитания дошкольников";
  4. Рисование с детьми сюжетов по темам;

Ожидаемые положительные результаты данной деятельности:

  1. Пробуждение интереса к общению с книгой;
  2. Благодаря совместной деятельности родителей и педагогов группы пополнение домашней библиотеки и группового книжного уголка художественной литературой;
  3. Позитивные изменения в речи детей;
  4. Повышение компетентности членов семьи в вопросах речевого развития ребенка.

 Тема Содержание, задачи

1неделя

Познакомить детей старшего возраста ДОУ с творчеством советского детского поэта С. Я. Маршака.

  1.  НОД на базе библиотеки (знакомство детей с детскими годами С. Я. Маршака, знакомство детей с основными произведениями С. Я. Маршака: «Багаж», «Сказка о глупом мышонке», «Сказка об умном мышонке», «Где обедал воробей?», «Вот какой рассеянный», «Радуга-дуга», «Ванька-встанька», «Круглый год», «Детки в клетке», «Мяч», «Веселый счет», «Кошкин дом», загадки.
  2. Разучивание стихотворений С. Я. Маршака из сборников «Детки в клетке» и «Круглый год».
  3. Беседа о пользе сна и соблюдения режима по стихотворению «Ванька-встанька».
  4. Формировать представления о сезонных изменений по стихотворению «Круглый год».
  5. Выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям С. Я. Маршака.

2 неделя

Познакомить детей старшего возраста  ДОУ с творчеством А.Л. Барто.

1.НОД в библиотеке - знакомство с биографией А. Барто

Вспомнить с детьми  стихи А. Барто « Мячик», «Самолет», «Слон», «Зайка», «Кораблик» и т.д.

Познакомить с новыми произведениями «помощница», «Девочка- ревушка», «Девочка – чумазая», «Первый урок».

  1. Разучивание стихотворений по желанию.
  2. Выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям А. Барто.

3 неделя

Познакомить с творчеством С.В. Михалкова.

1.НОД в библиотеке - познакомить детей с детскими годами Михалкова Чтение стихов «Песенка друзей», «Дядя Стёпа», «Овощи», «Про мимозу», «Одна рифма», «Как старик корову продавал», «Прогулка», «Бездельник светофор», «Котята», «Мой щенок», «Сила воли». Путешествие по произведениям.

2.Познакомить с правилами для книжного уголка.

3.Организовать заучивание некоторых стихов С. Михалкова.

Формировать заинтересованность детей и родителей к

у детей устойчивый интерес к чтению, умение слушать и понимать художественный текст.

Поощрять творческое проявление в творческих играх по сюжетам произведений, инсценировках, драматизациях, выразительном чтении, рисовании и других видах деятельности.

4.Выполнить совместно с родителями иллюстрации к стихотворениям Михалкова.

4 неделя

 Познакомить детей с творчеством К.И.Чуковского

1.Чтение художественной литературы  и просмотр мультфильмов по произведениям К.И.Чуковского, беседа по содержанию.

2.НОД в библиотеке по произведениям К. И. Чуковского (на произведениях К.И.Чуковского показать, что добро побеждает зло, воспитывать чувство сострадания к слабым и беззащитным).

3.Выставка детских рисунков «Мой любимый герой» (из сказок К.И.Чуковского)

4.Консультация для родителей «Читаем детям»

5.Инсценировка..

Произведение К. Чуковского «Федорено горе»

«Знакомство с творчествомВ.Бианки»

1.НОД в библиотеке (рассказ о биографии писателя, чтение произведений писателя, рассматривание выставке посвященной писателю).

2.Инсценировка сказки «Лис и мышонок»

3. Оформление стендов с книгами В. Бианки и других писателей о природе,

4.Оформление с детьми книг-самоделок,

 5.Чтение книг.

6.Просмотр мультфильмов по произведениям  

7.Вечера загадок «Угадай, кто это?»

9. Беседа «О тех, кто летает»

10.Выставка рисунков по произведениям.

Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина

1.НОД в библиотеке ( чтение художественной

литературы по произведениям Е.И. Чарушина, Знакомство с творчеством художника-иллюстратора Е.И. Чарушина», с рассматриванием иллюстраций: 

- «Зайчиха с зайчатами», «Медведица с медвежатами».

- «Волчонок», «Зайчата», «Тигренок», «Олененок», «Медвежата», «Рысёнок».

- «Волк», «Барс», «Кот-охотник», «Катание», «Волк и семеро козлят», «Зайчонок и медвежонок», «Зайцы пляшут».

рассматривание иллюстраций, беседа о прочитанном произведении.

2.Пересказ произведений по опорным схемам.
3.Разучивание стихов.

4.Чтение детям рассказов о животных, русских народных сказок и авторских рассказов, иллюстрированных Е.И. Чарушиным: 

С. Маршак «Детки в клетке», М. Горький «Воробьишко», русские народные сказки «Курочка Ряба» и «Теремок», авторские рассказы «Яшка», «Глупые обезьяны»,  «Волчишко», «Что за зверь?», «Хитрая мама», «Свинья», «Большие и маленькие» и т.д.

5.Слушание записи русской народной сказки «Теремок».

3 этап: Заключительный.

1. Круглый стол «Поделимся впечатлениями».

2.Выставка «Мы любим и знаем детских писателей».

Тема: «По страницам книг  В. Бианки

Цель: формирование навыков восприятия  художественного произведения.

Задачи:

  1. Развивать образное мышление и творческие способности;
  2. Расширять кругозор  через чтение произведений различных жанров;
  3. Воспитывать уважение к живой природе.

Оборудование: портрет писателя В. Бианки, выставка детских рисунков по произведениям   писателя; выставка книг В. Бианки, компьютер,

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.

    Воспитатель. Книги… Ваши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами на полках и в шкафах. Стоит только протянуть руку, и они поведут нас по лесам, морям, разным странам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.

 Книга в трудности поможет

                  И всегда нам даст совет.

                  Наши знания умножит,

                  На вопросы даст ответ

  Книг заветные страницы

                      Помогают людям жить.

                      И работать, и  трудиться,

                      И Отчизной дорожить.

  В книгах есть про всё, про всё,

                  Про реки и моря

                  И что у неба нет конца,

                   И что круглая земля.

   Про космонавтов, к облакам

                      Летавшим много раз,

                      Про дождь, и молнии, и гром,

                       Про свет, тепло и газ.

  Книга – учитель,

                   Книга – наставник,

                   Книга – надёжный  товарищ и друг.

                   Ум, как ручей, высыхает и старится,

                   Если ты выпустишь книгу из рук.

Есть такое   выражение: «День, прожитый без книги, - потерянный день».

Надеюсь, что сегодняшний день  не будет для вас потерянным, ведь мы      отправляемся в путешествие по страницам книг В. Бианки. 

1 –я страница – «Писательская».

Воспитатель. БИАНКИ, ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ (1894–1959), русский писатель. Родился 30 января (11 февраля) 1894 в С.-Петербурге в семье ученого-орнитолога, с детства писал стихи. Отец Бианки, которого писатель называл своим первым и главным «лесным учителем», приобщал его к биологической науке – водил в Зоологический музей, поручал ведение натуралистических заметок. Бианки продолжал вести эти записи и во время учебы на естественном отделении физико-математического факультета Петроградского университета, а затем в Институте истории искусств. Дома в семье было много птиц, зверей, был аквариум с рыбками, террариум с черепахами, ящерицами. Каждое лето семья отдыхала на даче, здесь Виталий с отцом рыбачил, охотился. Бианки писал о своём детстве: «Отец рано начал меня брать с собой в лес. Он каждую травку, каждую птицу и зверюшку называл по имени, отчеству и фамилии».

  С детства отец  не только учил Виталия наблюдать за природой, жизнью зверей и птиц, но и записывать эти наблюдения. К двадцати семи годам у него накопилось очень много записей, результатом которых стали книги, которые мы с вами читали. Посмотрите на выставку книг!

2 –я страница – «Литература и природа».

1.Воспитатель читает стихотворение. 

По утрам морозы.

В рощах листопад.

Листья около берёзы

Золотым ковром лежат.

Е. Головин

О каком времени года я прочитала стихотворение Е. Головина? (Об осени)   

В книге «Лесная газета» автор называет октябрь листопадом, грязником. Почему? (Листопад – падают листья, грязник -  грязь, дождь.)

    Звери и птицы в лесу живут по своему календарю, отличному от человеческого. Так, В. Бианки с 20 октября по 21 ноября называет месяц «полных кладовых». Почему? (Все звери и птицы готовятся к зиме.)

   У вас на столах лежат конверты. Вам предлагается собрать мозаику – осенний пейзаж. Но сначала вам надо отгадать загадку и назвать произведения, в которых встречаются  герои из произведений В. Бианки (набор картинок «Лесная мозаика»).

 2.Загадки. 

  1. Угадай, какая птица,

Бойкая, задорная,

Ловкая, проворная.

Звонко тенькает: «Тень – тень,

Как хорош весенний день».

         (Синица, «Синичкин календарь».)

  1. Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник.

       (Дятел, «Хвосты», «Чей голосок лучше?», «Теремок».)

  1. Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – чёрное суконце,

Снизу – белое полотенце.

   (Ласточка, «Птичьи разговоры».)

  1. Что за птица

Мороза не боится?

Хоть снега лежат везде,

У неё птенцы в гнезде.

      ( Клёст, «Чей нос лучше?»)

  1. Всю ночь летает,

Мышей добывает,

 А станет светло,

Спать летит в дупло.

(Сова, «Сова»)

  1. Красные лапки,

Щиплет за пятки.

Беги без оглядки.

(Гусь, «Птичьи разговоры».)

  1. Пёстрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку,

Спотыкалочку.

(Утка, «Птичьи разговоры».)

  1. Как лиса среди зверей,

    Эта птица всех хитрей.

Прячется в зелёных кронах,

А зовут её…

(Ворона, «Птичьи разговоры».)

  1. Рыжая плутовка, хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала

И горлана – петуха унесла с собой в леса.

( Лис, «Лис и мышонок».)

  1.  Проворная зверушка живёт в дупле – избушке.

Целый день скок-поскок. Отыскала грибок,

Нанизала на сучок – заготовила впрок.

(Белка, «Теремок»)

  1.  В лесу у пня суетня и беготня,

 Народ рабочий весь день хлопочет?

(Муравьишка, «Приключения Муравьишки».)

  1.  Живёт в норке, грызёт корки.

 Короткие ножки, боится кошки.

(Мышка, «Мышонок Пик».)

Игра «Летает, не летает»

3 –я страница –  «Лесные загадки».

1. Викторина  

1. Кто поёт крылышками? (Шмель.)

2. У кого ноги как  лопаты? (Крот.)

3. У кого ноги как вёсла? (Гусь, утка.)

4. О ком говорят «мастера без топора»? (О птицах.)

5. Чем служит хвост рыбе? (Рулём.)

6. У кого хвост вместо весла? (У рака.)

7. Чем поёт бекас? (Хвостом.)

8. Почему тетерева спят зимой в снегу?

9. Где зимуют раки?

10. Почему сова перестала ловить мышей?

11. Почему Аришку перестали звать трусишкой?

2.Игра «Помоги литературному герою».

Ребята, помогите литературному герою вернуться в своё произведение. (Дети должны найти и показать картинку с изображением героя из произведений В. Бианки)

1. Кто должен поспеть домой до захода солнца, иначе входы, выходы закрывают? Из какого рассказа ты узнал об этом?

         (Муравьишка,   "Приключения муравьишки ")       

2.      "Птицы прогнали Сойку из рощи, и она вернулась в свое дупло. Она и не заметила, что в гнезде прибавилось одно лишнее яйцо. Новое яйцо было почти такое же маленькое, как любое из четырех яиц. Она спокойно уселась высиживать птенцов."   О какой птице говорится?    В каком рассказе?

         (О сойке, "Кукушонок"         )

3.      "Только он просунул в дырку голову- раз!- кто-то больно щелкнул его по носу. Он пискнул и отскочил от дупла. А сзади уже мчался на него сосед. С криком сшиблись они в воздухе, упали на землю, сцепились и покатились в канаву. ...На шум драки со всего сада слетелись старики-воробьи. Они сейчас же разобрали, кто прав, кто виноват, и задали ему такую трепку, что он не помнил, как и вырвался от них ." О ком говорится в этом отрывке?         Из какого рассказа отрывок? (      О воробьишке, "Красная горка")    

4.      "Ножки у меня слабые, тонкие, я ими грести не могу. А хвост у меня широкий, сильный. Я как шлепну хвостом по воде, так меня и подбросит. "     О ком говорится в этом отрывке? Из какого рассказа отрывок?

                                            (О раке, "Хвосты ")

5. Кто упирается крепким, жестким своим хвостом в кору, размахивается всем телом, стучит носом по суку - только щепки летят? Из какого рассказа ты узнал об этом? (Дятел "Хвосты ")

6. "Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, то тише, то громче, то реже, то чаще, трещётка трещит деревянная, да и только. Так разошелся, что и про завтрак свой забыл..." О ком говорится в этом отрывке? Из какого рассказа отрывок?

                                     (Об аисте, "Кто, чем поет?")

Непосредственная образовательная деятельность по теме:  «Знакомство с  произведениями Е.И. Чарушина»

Интеграция образовательных областей: «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество»

 Цель:

Развивать эстетический вкус, отношение к  книге как к произведению эстетической культуры.

Задачи:

Воспитывать желание участвовать в общем деле – создании интересной книги о природе. Воспитывать эмоциональную отзывчивость при ознакомлении с произведениями и иллюстрациями Е. И.  Чарушина .

 Познакомить детей с произведениями Е. И.  Чарушина.

Учить создавать выразительные художественные образы в  рисунке, передавать характерные признаки животных.

Совершенствовать изобразительные умения, технику рисования гуашью, смешивание цвета, закрепляем навык рисования тычком.

Формировать интерес и потребность в  постоянном чтении книг и их обсуждении со взрослыми и сверстниками

Материал:  бумага формат А4, тычки, краски гуашевые, карточки с изображением животных, трафареты животных.

Предварительная работа:

1.тонирование бумаги вмести с детьми.

2. чтение произведений Е. И. Чарушина:  «Томка», «Воробей», «Тюпка» и др.

Ход Непосредственной образовательной деятельности:

Воспитатель: обратите внимание, здесь собраны все произведения Е. И. Чарушина с которыми мы знакомились. Больше всего Е. И. Чарушин  любил природу, животных и их детёнышей. Маленькие  зверята часто воспитывались у него дома. Пушистые, игривые, озорные зверята очень нравились ему.

Я покажу вам наиболее интересные иллюстрации. О ком эти книжки и рисунки?

Дети: о собаке, о медведе, о волке, и т. д.

Воспитатель: Как вы знаете, Е. И. Чарушин иллюстрировал свои книги сам, какие иллюстрации героев вы помните?

Ответы детей

Воспитатель:  давайте поиграем в игру «Отгадай загадку».

Перед вами на столе лежат картинки о животных. Я буду загадывать загадки, а отгадку вы будете показывать, подняв картинку животного вверх.

 Загадки: 
Лежит – молчит,

Подойдёшь – заворчит.

Кто к хозяину идёт.

Она знать дает.

Ответ: Собака

Без расчески причесался

И умылся без воды,

В кресло мягкое забрался

И запел на все лады.

Ответ: Кот

Рыжая плутовка

Спряталась под ёлкой.

Зайца ждет хитрюга та?

Как зовут её?

Ответ: Лиса

Зверь забавный сшит из плюша:

Есть и лапы, есть и уши.

Меду зверю дай немного

И устрой ему берлогу!

Ответ: Медведь

Всё время по лесу он рыщет,

Он в кустах кого-то ищет.

Он из кустов зубами щёлк,

Кто скажите это –

Ответ: Волк

Воспитатель: Давайте мы с  вами создадим свою книгу «Животные»

Книги состоят из отдельных рассказов. Я  предлагаю каждому из вас создать свой рассказ и иллюстрацию к нему.

Каждый выберет себе того героя - животного, про которого будет  его рассказ и рисунок. Возьмите на столе трафареты животных и «тычки». Иллюстрацию мы сделаем, используя «тычок», чтобы наши звери получились объемнее и пушистее.

С ребенком оговаривается цвет, которым он будет раскрашивать своего животного. Воспитатель активно помогает детям в индивидуальном порядке.

На выходные воспитатель дает задание детям и родителям записать рассказ  к иллюстрации и дать ему название.

 После выходных каждый ребенок рассказывает о своем животном.  Дети обсуждают совместно с воспитателем,  какая картинка лучше подойдет на роль обложки  и придумывают название книге.

 "В гостях у Корнея Чуковского"

Недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме много лет жил высокий седой человек, которого знали все дети страны. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра. Звали этого замечательного человека Корней Чуковский. 1 апреля 2007 г., если бы он был жив, ему исполнилось бы 125 лет.

Корней Чуковский – это литературный псевдоним писателя. Настоящее его имя - Николай Васильевич Корнейчуков.

Вставал он очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, он отправлялся гулять. Ходил он удивительно легко и быстро, иногда он даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свою книгу «От двух до пяти».

Учёный, писатель, переводчик, литературовед, К.Чуковский написал для детей много стихов и сказок.

С ранних лет стихи его приносят всем нам радость. Не только вы, но и ваши родители, дедушки и бабушки не представляли своего детства без сказок Корнея Чуковского!

Сегодня мы совершим с вами необычное путешествие, встретимся с героями сказок Корнея Чуковского.

«Вспомни сказку».

- Вспомни, какими словами оканчивается строчка, и назови сказку.

Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор… (Айболит)
«Айболит»

Вдруг из подворотни - 
Страшный великан,
Рыжий и усатый … (таракан)
«Тараканище»

Я – Великий Умывальник
Знаменитый… (Мойдодыр)
Умывальников начальник
И мочалок командир.
«Мойдодыр»

Свинки замяукали – мяу – мяу,
Кошечки… (захрюкали, хрю- хрю)
«Путаница»

В Африке разбойник,
В Африке злодей,
В Африке ужасный… (Бармалей)
«Бармалей»

Веселится народ-
Муха замуж идёт
За лихого, удалого
Молодого… (комара)
«Муха – Цокотуха»

Солнце по небу гуляло
И за тучку забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке… (темно).
«Краденое солнце».

Нет – нет! Соловей
Не поёт для свиней
Позовите-ка лучше… (ворону)
«Телефон»

А посуда вперёд и вперёд
По полям, по болотам идёт.
И чайник сказал утюгу
- Я больше идти… (не могу).
«Федорино горе»

Только вдруг из – за кусточка
Из-за синего лесочка,
Из далёких из полей
Прилетает… (воробей)
«Тараканище»

А за ним – то народ
И поёт, и орёт:
- Вот урод, так урод!
Что за нос, что за рот!
И откуда такое… (чудовище).
«Крокодил»

И мне не надо
Ни мармелада, ни шоколада
А только маленьких, 
Ну очень маленьких… (детей)
«Бармалей»

 «Кто есть кто».

- Каким персонажам принадлежат эти сказочные имена?

Айболит - (доктор)
Бармалей - (разбойник)
Федора - (бабушка)
Каракула - (акула)
Мойдодыр - (умывальник)
Тотошка, Кокошка - (крокодильчики)
Цокотуха - (муха)
Барабек - (обжора)
Рыжий, усатый

Аукцион.

  1. В каком произведении посуда перевоспитала свою хозяйку? («Федорино горе»)
  2. Назовите сказку, в которой происходит страшное преступление – попытка убийства? («Муха – Цокотуха»).
  3. Какой герой был страшным злодеем, а потом перевоспитался? («Бармалей»)
  4. Как звали мальчика, который победил Крокодила? (Ваня Васильчиков)
  5. В какой сказке прославляют воробья? («Тараканище»)
  6. Назовите сказку, главную мысль которой можно выразить словами: «Чистота – залог здоровья!» («Мойдодыр», «Федорино горе»)
  7. Что просили животные в стихотворении – сказке «Телефон»: (Слон – шоколадГазели – карусели, Мартышки – книжкиКрокодил – калоши)
  8. На ком совершали путешествие в Африку Айболит и его друзья? (Волки, к

IV тур. «Корзинка с потерянными вещами».

- У меня в корзинке (мешке) находятся разные вещи. Их кто-то потерял. Помогите найти их владельца, вспомните сказку и строчки, в которых говорится об этом предмете.

  • Телефон (У меня зазвонил телефон)
  • Воздушный шарик (Ехали медведи на велосипеде,…а за ним комарики на воздушном шарике)
  • Мыло (Вот и мыло подскочило)
  • Блюдце (А за ними блюдца)
  • Калоша (Пришли мне дюжину новых калош)
  • Термометр (И ставит им градусник)
  • Сито (Скачет сито по полям)
  • Перчатки (А потом позвонили зайчатки: «Нельзя ли прислать перчатки?»)
  • Монета (Муха по полю пошла, муха денежку нашла)
  • Шоколадка (И всем по порядку даёт шоколадку)
  • Ошейник (Оглянулся крокодил и Барбоса проглотил, проглотил его вместе с ошейником)
  • Мочалка (И мочалку словно галку, словно галку проглотил)

 «Отгадай загадку»

(Обращение к портрету)
- Высокий рост, длинные руки с большими кистями, крупные черты лица, большой любопытный нос, щёточка усов, непослушная прядь волос, свисающая на лоб, смеющиеся глаза и удивительная лёгкая походка. Такова внешность Корнея Ивановича Чуковского.

Он отличался большим трудолюбием. «Всегда, - писал он, - где бы я ни был: в трамвае, в очереди за хлебом, в приёмной зубного врача, - я, чтобы не тратилось попусту время, сочинял загадки для детей».

- Отгадайте загадки К.Чуковского. (загадывают дети)

Чудесный дом.
Был белый дом,
Чудесный дом,
И что – то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо –
Такое тёплое, такое пушистое и золотистое.
(Яйцо и цыплёнок)

Чудесная пещера.
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою -
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Рот и зубы)

Берегись!
Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
По воде они возят меня.
(Крапива)

Чудесный паровоз.
Паровоз без колёс! 
Вот так чудо – паровоз!
Не с ума ли он сошёл - 
Прямо по морю пошёл!
(Пароход)

Почему?
Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец – глупца, баран – барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну – обезьяна.
Но вот подвели к нему 
Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
(Зеркало)

Чудесные кони.
Два коня у меня, два коня,
А вода тверда,
Словно каменная!
(Коньки и лёд)

Зубастая загадка.
Хожу – брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расчёска)

Игра - Соедини героя сказки с поступком, который он совершил.

Айболит Зажгли море.
Воробей Проглотил солнце.
Крокодил Помыла свою посуду.
Комар Вернул солнце в небо.
Федора Потушила море.
Медведь Спас Муху – Цокотуху.
Бабочка Съел таракана.
Лисички Вылечил зверей.

Детским поэтом и сказочником К. Чуковский стал случайно. А вышло это так. Заболел его маленький сынишка. К. Чуковский вёз его в поезде. Мальчик капризничал, стонал, плакал. Чтобы хоть как – нибудь развлечь его, отец стал сочинять ему сказку:

 Жил да был крокодил,
Он по улицам ходил.

Мальчик неожиданно затих и стал слушать.

Сказки К. Чуковского помогают всем детям ориентироваться в окружающем мире, заставляют чувствовать себя бесстрашным участником воображаемых битв за справедливость, за добро и свободу. Стихи К. Чуковского воспитывают способность сопереживать, сострадать, сорадоваться. Давайте и мы все вместе порадуемся и посмотри инсценировку отрывков из сказок К. Чуковского.

Конспект занятия по теме:

«Творчество Корнея Ивановича Чуковского для детей».

Цель:

Закрепление и дополнение представления детей о писателе К.И. Чуковском 
и его творчестве.

Задачи:

1. Закреплять знания детей о прочитанных ранее произведениях К.И.Чуковского.
2. Развивать память и умение внимательно слушать говорящего (ребёнка, взрослого), дослушивать вопросы до конца.
3. Вызвать у детей интерес к выразительному чтению наизусть отрывков из стихотворений К.И.Чуковского.
4. Обогащать словарный запас детей за счёт слов: переводчик, сказочник, поэт.
5. Воспитывать интерес к художественной литературе.

Материалы:

Портрет Корнея Ивановича Чуковского, рамки для портретов сказочных героев, силуэты сказочных героев, разрезные картинки, презентация.

Ход занятия:

Воспитатель
- Ребята, сегодня мы отправимся в мир книг и вспомним произведения одного очень известного детского писателя. 
Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы мне потом скажете, фрагменты каких произведений я использовала для его создания.

Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. Мойдодыр

Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть...
Но только я лег -
Звонок!
- Кто говорит?
- Носорог.
- Что такое?
- Беда! Беда!
Бегите скорее сюда! Телефон

"Эй вы, звери, выходите,
Крокодила победите,
Чтобы жадный Крокодил
Солнце в небо воротил!" Краденое солнце

Бедные, бедные звери!
Воют, рыдают, ревут!
В каждой берлоге
И в каждой пещере
Злого обжору клянут. Тараканище

Но вот из-за Нила
Горилла идёт,
Горилла идёт,
Крокодила ведёт! Бармалей

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик.
"Где убийца, где злодей?
Не боюсь его когтей!" 
… Саблю вынимает
И ему на всём скаку
Голову срубает! Муха-Цокотуха

И обрадовались блюдца:
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля!
И танцуют и смеются -
Дзынь-ля-ля! Дзынь-ля-ля! Федорино горе

Музыканты прибежали,
В барабаны застучали.
Будет, будет мошкара
Веселиться до утра. Муха-Цокотуха

- Какие сказки узнали?
- Кто сочинил эти сказки? 

2. Сказки Корнея Ивановича Чуковского.

- Я вам еще раз прочитаю стихотворение, а вы назовете, из каких сказок я использовала отрывки. (После каждого отрывка –показ иллюстраций) Какие еще сказки Корнея Ивановича Чуковского вы знаете? .
- Как называют человека, который сочиняет сказки? – Сказочник. 
В народе говорится: Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Как вы понимаете эту фразу? Сказки Чуковского тоже учат добру. 
- В какой сказке говорится, что надо соблюдать чистоту и порядок? Мойдодыр и Федорино горе. Какие именно строчки из этих сказок вы запомнили?
- В какой сказке говорится, что надо быть послушным и не убегать от взрослых? Бармалей
- В какой сказке говорится, что не обязательно быть большим и сильным, чтобы помочь другим, и что и маленький герой сможет победить,  достаточно проявить смелость и отвагу? Муха-цокотуха, Краденое солнце

3. Физминутка с показом движении.

Как у наших у ворот 
Чудо-дерево растёт. 
Чудо, чудо, чудо, чудо 
Расчудесное! 
Не листочки на нём, 
Не цветочки на нём, 
А чулки да башмаки, 
Словно яблоки!

4. Герои сказок Чуковского.

- Если топну я ногою, позову своих солдат
В эту комнату толпою умывальники влетят. МОЙДОДЫР

А лисички взяли спички, 
к морю синему пошли,
море синее зажгли. ЛИСИЧКИ

Бабочка прилетела, крылышками помахала,
Стало море потухать и потухло. БАБОЧКА

Только заинька был паинька, 
Под кусточком лежал, по-заячьи лопотал. ЗАЯЦ

Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова, и волчица,
И жучок, и червячок,
И медведица!
Всех излечит, исцелят
Добрый доктор Айболит! ДОКТОР

Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла. МУХА

Вдруг откуда-то летит
Маленький Комарик,
И в руке его горит
Маленький фонарик. КОМАРИК

- Я кровожадный,
Я беспощадный,
Я злой разбойник Бармалей!
И мне не надо
Ни мармелада,
Ни шоколада,
А только маленьких
(Да, очень маленьких!)
Детей! БАРМАЛЕЙ

- Принесите-ка мне, звери, ваших детушек,
Я сегодня их за ужином скушаю! ТАРАКАН

Жил да был Крокодил,
Он по улицам ходил,
По-турецки говорил. КРОКОДИЛ

- У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
- Что вам надо? 
- Шоколада.
- Для кого? 
- Для сына моего. СЛОН

- Уж не буду, уж не буду
Я посуду обижать.
Буду, буду я посуду
И любить и уважать!" ФЕДОРА

Одеяло
Убежало,
Улетела простыня,
И подушка,
Как лягушка,
Ускакала от меня. ГРЯЗНУЛЯ

5. Загадки Корнея Чуковского

Корней Иванович очень  много времени проводил с детьми, играл с ними, читал им сказки и загадывал загадки, которые сам же и сочинял. Сейчас я вам загадаю загадки, которые сочинил Корней Иванович Чуковский, а отгадки на них прячутся в конвертах. В каждом конверте 2 картинки – отгадки. Откройте конверты и посмотрите. Картинки были большие и в конверт не помещались, поэтому пришлось их разрезать, а они нам нужны целые. Соберите, пожалуйста, их на столе.
Когда картинки будут собраны, воспитатель читает загадки, дети отгадывают.

Был белый дом, 
Чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо —
Такое тёплое, такое пушистое и золотое.
Отгадка: (Яйцо и цыплёнок.)

Паровоз Без колёс!
Вот так чудо-паровоз!
Не с ума ли он сошёл —
Прямо по морю пошёл!
Отгадка: (Пароход.)

Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят
У дверей.
И мясо и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю!
Отгадка: (Губы и зубы.)

Была телега у меня,
Да только не было коня,
И вдруг она заржала,
Заржала — побежала.
Глядите, побежала телега без коня!
Отгадка: (Грузовик.)

Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная!
Отгадка: (Коньки.)

Ах, не трогайте меня:
Обожгу и без огня!
Отгадка: (Крапива.)

Мудрец в нём видел мудреца,
Глупец — глупца,
Баран — барана,
Овцу в нём видела овца,
И обезьяну — обезьяна,
Но вот подвели к нему Федю Баратова,
И Федя неряху увидел лохматого.
Отгадка: (Зеркало.)

Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.
Отгадка: (Сосулька.)

Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут.
Отгадка: (Автомашина.)

6. Стихи Корнея Чуковского.

Мы с вами сейчас вспомнили сказки Корнея Ивановича, отгадывали загадки. А скажите, как написаны сказки и загадки? Это проза или стихотворения?  Корней Иванович сочинял для детей и стихотворения. Были изданы сборники стихов  «Цыпленок», ) «Ежики смеются»,  «Радость» и другие. А если человек пишет стихи, как его можно назвать? - Поэт Чуковский – переводчик.

В своей жизни Корней Иванович много учился. Он самостоятельно, без всякой помощи изучил английский и французский языки. Это ему очень пригодилось, когда он жил и работал в Англии. Там он познакомился с английским фольклором – народными английскими песенками. Почему народные? Какой народ их сочинил? Эти песенки Корнею Ивановичу очень понравились, и он захотел познакомить с ними и русских ребятишек. Вы умеете читать по-английски?  Поэтому он перевел для вас некоторые произведенияТак появились на свет книжки с переводными стихами. Знаком ли вам Робин-Бобин Барабек? Он скушал 40 человек. А курица – красавица? Курица-красавица у меня жила, Ах какая умница курица была. Они все помещены в сборник английских народных песенок. 
Кто знает, как называют человека, который переводит с одного языка на другой? Такого человека называют переводчиком 

8. Скрюченная песня.

Сейчас одну из песенок в переводе Корнея Ивановича я вам и прочитаю, а вы сможете полюбоваться иллюстрациями, ведь иллюстрации к произведениям Чуковского создавали самые известные и талантливые художники, что делает его книги еще более привлекательными

9. Итог занятия.

С творчеством какого писателя мы сегодня знакомились?  Какие произведения для детей написал Корней Иванович Чуковский? Какие же литературные профессии этого человека мы назвали? Сочинял сказки  – сказочник .На этом наше занятие подошло к концу , но не заканчивается наше знакомство с Корнеем Ивановичем Чуковским. В следующий раз я расскажу, где и как жил этот человек, как работал и почему стал писать для детей.

10. Сюрприз.

А вы хотели бы увидеть Корнея Ивановича не только на портрете? Я приготовила для вас мультфильм, в котором в главной роли снялся сам Корней Иванович, а окружают его нарисованные сказочные герои, которых он выдумал. Мы этот мультфильм посмотрим в свободное время.

Официальный сайт муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 «Искорка» города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкорторстан.

наша группа в вконтакте

Подписка

Сообщите нам Вашу почту и мы сообщим Вам о наиболее важных событиях на Ваш E-Mail