Как организовать летние прогулки с детьми.
Рекомендации для родителей.
Работа детского сада в летний период имеет свою специфику. Главная задача на эти месяцы – оздоровление детей. Летом природа предоставляет богатые возможности и для развития познавательных способностей дошкольников. Каждый детский сад выстраивает и реализует модель разнообразной деятельности, насыщенной подвижными играми, наблюдениями, положительными эмоциональными переживаниями детей. Необходимо сделать все, чтобы организм ребенка окреп, чтобы дошкольник научился понимать, а значит, и полюбить удивительный, прекрасный мир растений и животных.
Вначале летнего сезона у нас проводится семинар для воспитателей по подготовке и организации работы с детьми летом. Проводится инструктаж всех педагогов по вопросам охраны жизни детей при организации летних прогулок, праздников, игр. На семинаре старший воспитатель дает рекомендации по темам: «Посильный труд дошкольников на воздухе», «Использование спортивной площадки для двигательной активности детей». В методическом кабинете организуется необходимый материал: картотека игр (подвижных, строительно-конструкторских, дидактических, физкультурных); подготавливается календарь летних народных праздников и развлечений; подбирается литература о растениях и животных, о сельском хозяйстве, опытов в природе. Приобретается новый спортивный инвентарь, оборудование, комплекты игр для летней площадки. Приводится в порядок имеющиеся оборудование. В течение лета информируем детей и наблюдаем за животными и растительным миром. Используя погодные условия, проводим закаливание детей. Практическую деятельность организовываем на огороде, на участке, на цветочных клумбах.
Игры и упражнения:
Лейка. Можно купить готовую или сделать ее из пластмассовой бутылки, проткнув в крышке несколько дырочек. Ребенок может поливать растения, мочить песок для куличиков, рисовать узоры водой на сухом асфальте и даже обливаться, если на улице очень жарко.
Мыльные пузыри. Ребенок может надувать мыльные пузыри, ловить их и просто смотреть, как они летят, подхваченные ветром.
Рисунки на асфальте цветными мелками. В процессе игры можно научить ребенка читать и считать. Если дорожка, на которой рисует ребенок, выложена из кирпичей, можно предложить ребенку закрашивать кирпичики разными цветами.
Мяч. Можно поиграть в футбол, прыгать через мяч, бросать в кольцо, «кто дальше», «кто выше». Игры можно усложнять, попросив ребенка подбросить вверх мяч и поймать его двумя руками, одной рукой, отбить (не ловить). Можно играть в игру «съедобное – не съедобное». Съедобное – ловим, не съедобное – отбиваем.
Кормим птиц. Дайте ребенку хлеб, пусть отщипывает понемногу и бросает голубям, или пшено, или семечки, и бросает их понемногу, то левой, то правой рукой. Это занятие развивает мелкую моторику ребенка. Кормление птиц прививает нежность и заботу, учит любить природу. Еще это интересно и познавательно – ведь ребенок сможет наблюдать поведение птиц в непосредственной близи: одни смелые, шустрые, другие – пугливые.
Рисуем на природе. Краски вокруг нас. Если вы отдыхаете на даче или живете в свое доме, вынесите на улицу мольберт, бумагу, гуашь, воду в банке, и пусть ребенок рисует все, что видит вокруг: небо, яблоню, куст смородины. Пусть старается передавать не форму, а цвет.
Обруч. Обруч хорошо подходит для летних прогулок. Его можно крутить на талии, шее, руках и ногах. Через него можно прыгать, как через скакалку, обруч можно подбрасывать, катать, прыгать через него, использовать в различных играх.
Прыгалки. Прыжки через скакалку не только забава, это еще полезное гимнастическое упражнение. Длину скакалки нужно регулировать под ребенка. Для прыжков, где скакалку крутят взрослые, а ребенок прыгает, прыгалку нужно брать длинную.
Собираем сокровища. Это могут быть камешки, листики, палочки, шишечки, цветочки, семена растений. Собирая эти сокровища, детально рассказывайте малышу о каждой находке, сочиняйте сказки. Дома этот «клад» можно использовать для творчества.
Наблюдаем за машинами. Выйдя из дома, не обязательно спешить куда-то. Оглянитесь вокруг, вы видите проезжающие мимо машины – ну и отлично. Это хороший повод поговорить о цвете машины, обсуждать их скорость, сравнить размеры, придумывать истории.
Рассматриваем травку, листья, деревья. Расскажите малышу, что деревьев много, а листики у них разные. Покажите. Сравнивайте их по размеру, цвету. Учите бережному отношению к окружающей среде.
Наблюдение за облаками. Увидели на небе облака – понаблюдайте за ними, как они плывут, на что похожи.
Игры в песочнице. Пересыпайте песок, делайте куличики. Это идеальное место для изучения понятий много - мало, тяжелый – легкий, игра с песком не только укрепляет пальчики ребенка, но и развивает мелкую моторику.
Рисуем на земле палочкой. Рисуем на земле палочкой животных или людей, придумываем к ним сказку. Рисуя, изучаем геометрические фигуры, буквы.
Сосчитай. На прогулке можно заняться математикой, считайте камешки, палочки, совочки, ведерки, формочки и т.д.
Изобрази животное. Изображайте вместе с малышом «кто как ходит». Во время изображения косолапого мишки, скачущего зайца или летающего воробья имитируйте их звуки.
Прогулки под дождем. Если ребенок здоров, гулять с ним нужно в любую погоду, даже если на улице идет дождь. Наденьте резиновые сапоги, непромокаемый плащ, возьмите зонт – и скорее на улицу. Гуляя, можно слушать дождь, как он стучит по зонту, по листве, по дорожкам, лужам, смотреть, как капли подпрыгивают, пускают круги по воде. Можно вспоминать стихи-потешки заклички о дожде и солнце, поговорки о лете. Можно бросать в лужи камешки, палочки, листья и наблюдать за брызгами: какие тонут, а какие – нет. Пусть впечатления, полученные на прогулке, послужат вам опорой для импровизированных занятий по развитию речи, как подскажет вам ваша наблюдательность и фантазия. Разговаривайте больше с малышом, ведь в процессе общения формируется его мироздание. Игры на прогулке не только полезны для здоровья, но и помогают ребенку узнавать что-то новое, сочинять, думать.