Безопасность

Годовой план на 2013-2014 г.

Анализ образовательной работы

муниципального  бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 «Искорка» компенсирующего вида

города Ишимбая муниципального района  Ишимбайский район

Республики Башкортостан

 

Полное наименование учреждения: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Искорка» компенсирующего вида муниципального района Ишимбайский район Республики Башкортостан.

Сокращенное наименование учреждения: МБДОУ «Детский сад  № 7 «Искорка» компенсирующего вида»  г. Ишимбай.

Юридический и фактический адрес: 453201, Республика Башкортостан, г.Ишимбай, ул.Пугачева.д.2.

МБДОУ «Детский сад  № 7 «Искорка» компенсирующего вида» г. Ишимбая расположен в поселке Перегонный,  в относительно чистом, отдаленном от проезжих улиц месте. 

МБДОУ имеет музыкальный зал совмещенный с физкульткрным, методический кабинет, коррекционный кабинет, медицинский кабинет, изолятор , ряд служебных помещений. На территории ДОУ имеется физкультурная площадка со всем необходимым оборудованием, игровые площадки для каждой группы, открытый бассейн.

В ДОУ открытая социальная система, успешно сотрудничающая с различными организациями. Коллектив ДОУ работает также в тесном контакте с другими детскими садами города . Социальная  работа является неотъемлемой частью образовательного процесса детского сада. Она предполагает организацию работы с разными категориями семей воспитанников ,  а так же налаживание межведомственных связей с учреждениями образования, культуры, здравоохранения и спорта.

МБДОУ «Детский сад №7 «Искорка»  является звеном муниципальной системы образования г. Ишимбая  РБ, обеспечивающим помощь семье в воспитании детей дошкольного возраста, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития.

Здание ДОУ построено в 1963 году,  типовое, одноэтажное, кирпичное, рассчитано по проекту на  3 группы  в количестве 57 детей, по комплектованию – 66 детей (ранний возраст-Iмладшая группа - 16 детей, II младшая – средняя группа – 26 детей; старшая-подготовительная группа – 26 человек).  Фактическая среднесписочная наполняемость детьми в течение учебного года составила 64 детей.

В МБДОУ «Детский сад  № 7 «Искорка» компенсирующего вида» три помещения для разновозрастных  групп, из них: 1 разновозрастная группа для детей от 1,5 до 3-х лет, 2 группы дошкольного возраста..Каждая группа имеет отдельный вход и состоит из раздевалки, групповой комнаты, моечной, умывальной комнаты и туалета.

Участок детского сада оснащен игровым и спортивным оборудованием, соответствующим требованиям безопасности детей, а также игровой площадкой по обучению навыкам безопасного поведения на улицах и дорогах.

За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом закреплены объекты права собственности (здание, оборудование, а также другое необходимое имущество ).

Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, Уставом и законодательством Российской Федерации. Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед учредителем за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

Нормативно-правовые основы деятельности ДОУ отражаются Уставом и локальными актами:
- договорами с родителями, специалистами;

- правилами внутреннего трудового распорядка;
- должностными инструкциями;                                                                                                                                                                                             

- инструкциями по охране труда и пожарной безопасности;
- договорами о сотрудничестве с другими организациями;

- инструкциями по охране жизни и здоровья детей в детском саду и на детских площадках.

 

Предназначение ДОУ определяется его местом в муниципальной системе образования: это дошкольное образовательное учреждение компенсирующего вида для часто болеющих детей, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в воспитании и образовании детей дошкольного возраста на основе реализации комплекса мер лечебно-оздоровительного характера и усвоения детьми обязательного минимума содержания программ дошкольного образования, реализуемых в образовательном учреждении.

Основными средствами реализации предназначения МБДОУ «Детский сад  № 7 «Искорка» компенсирующего вида»  являются:

  • Устав ДОУ, зарегистрированный  от 11.07.2012 г.;
  • Изменения к Уставу, зарегистрированные от 05.03.13г;
  • лицензированная образовательная деятельность ( серия А № 346340 выдана Управлением по контролю и надзору в сфере образованя при Министерстве образования РБ., регистрационный номер 473 от 25.03.10г);
  • свидетельство о государственной  аккредитации (серия АВ 003086, регистрационный №1616 от 16 декабря 2008г.);
  • лицензированная медицинская деятельность (лицензия ФС-02-01-001657 от 24 июня 2010г., серия ФС-1 № 0083798) по первичной (доврачебной) медицинской помощи: сестринское дело;
  • свидетельство о государственной регистрации права оперативного управления от 14.11.07г.  серии 04 АБ  № 085626;
  • свидетельство о государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования земельного участка от 08.10.07 г.  серии  04 АБ № 377646;
  • лечебно-профилактическая помощь в укреплении здоровья воспитанников;
  • освоение воспитанниками «Обязательного минимума содержания дошкольного образования»;
  • освоение воспитанниками основных общеобразовательных (учебных) программ дошкольного образования.«Программы воспитания и обучения в детском саду» /М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова, и комплекса парциальных программ;
  • предоставление воспитанникам возможности апробировать себя в различных видах деятельности: игровой, учебной, организаторской, трудовой и т.д.;
  • обеспечение благоприятного психологического климата в ДОУ, развитие и совершенствование предметно-развивающей среды;
  • высокий профессионализм педагогов, медицинских работников.

Режим работы ДОУ  — 12 часов (с 7.00 – 19.00),  рабочая неделя состоит из 5 дней, суббота и воскресение - выходные дни.

Зачисление детей в ДОУ осуществлялся на основании следующих документов:

- медицинское заключение;

-заявление родителей;

- копия документов удостоверяющих личность одного из родителей.

Адаптации детей к условиям Детского сада уделяется особое внимание со стороны воспитателей, педагога – психолога и старшей медсестры ДОУ.

Важнейшей характеристикой ДОУ является социально-психологический климат в коллективе. В ДОУ работало 10 педагогов: заведующий  детским садом; 5,5 воспитателей; учитель-логопед; психолог; музыкальный руководитель, инструктор по ФИЗО.

 В настоящее время сформирован коллектив единомышленников с благоприятным психологическим климатом, способствующим нормальному процессу решения стоящих перед коллективом задач.

Качественный  состав педагогов в 2012 – 2013 учебном году:

 

образование

категория

высшее

Средн.специальное

высшее

I

II

4

6

-

7

2

 

Нагрудный знак «Отличник народного образования» имеют 3 воспитателя.

Имеют грамоты «Министерства образования и науки» - 2 педагога

 

Возрастной состав педагов

 

20 – 30

30 - 40

40 - 50

Свыше 50

2

2

2

4

 

Анализ возрастного и образовательного критериев педагогических работников показывает, что коллектив очень работоспособный и грамотный. Все имеют специальное педагогическое образование. Педагоги своевременно повышают уровень своего самообразования через обучение на курсах повышения квалификации и самообразование. В

ДОУ созданы все условия для развития физических качеств детей, укрепления их здоровья и проведения физкультурно – оздоровительной и лечебно – профилактической работы:

  • Медицинский блок, оснащенный медицинским оборудованием и включающий в себя: медицинский кабинет  и изолятор.
  • Физкультурно-музыкальный  зал с современным игровым оборудованием.
  • Наличие в штате руководителя по физическому воспитанию.
  • Обеспеченность дошкольного учреждения медицинскими кадрами (медсестры, участковый врач).

 

В ДОУ выполняются принципы организации рационального здорового питания: полноценность, регулярность, разнообразие, гигиена, индивидуальный подход во время приема пищи. В ежедневном меню широко используются продукты, содержащие микроэлементы,  фитонциды, проводится витаминизация третьего блюда. Регулярно утром (второй завтрак) детям предлагается витаминный стол, который включает соки и фрукты. Для лучшего функционирования процессов пищеварения и стимулирования аппетита у детей в питание включаются овощные салаты, содержащие растительную клетчатку. Системный подход в организации питания позволяет добиваться прибавки в весе ослабленных детей (особенно в группах оздоровительной направленности), укрепления иммунной системы, улучшения физического развития.

Физическое воспитание в ДОУ строится с учетом индивидуальной подготовленности детей. Проводится мониторинг уровня развития физических качеств  для прогнозирования и коррекции воспитательно-образовательной работы, осуществления дифференцированного подхода. Различные виды физкультурных занятий (традиционные, тренировочные, игровые, сюжетные, интегрированные, занятия-соревнования и т.д.) проводятся три-четыре раза в неделю .Одно занятие проводится на свежем воздухе в любое время года.

Поддержанию и укреплению здоровья субъектов образовательного процесса способствует и соблюдение требований СанПиН при организации образовательного процесса в ДОУ, при пополнении предметно-развивающей среды и укреплении материально-технической базы учреждения, при организации лечебно-профилактической и физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ, организации питания, соблюдению санитарно-гигиенических условий (профилактические, санитарно-гигиенические и противоэпидемические мероприятия). Здоровье детей, посещающих ДОУ, является предметом пристального внимания педагогического коллектива. В ДОУ проводится мониторинг уровня физической подготовленности воспитанников, анализируется состояние здоровья детей.

В соответствии с федеральными государственными требованиями к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования особое внимание уделяется психолого-педагогическим условиям развития игровой деятельности в ДОУ, профессиональной компетенции педагогов в формировании игрового опыта ребенка и создании развивающей предметно-игровой среды.

Повышению качества образовательной работы с детьми способствует рационально организованная в группах развивающая среда, создающая условия для совместной деятельности детей и педагогов и позволяющая варьировать способы и формы организации их жизнедеятельности. Эффект и поддержка положительного эмоционального фона создается за счет вариативного и рационального использования помещений — как групповых комнат, так и помещений ДОУ в целом (музыкальный, физкультурный залы и др.).Созданы условия для индивидуальных и коллективных игр и занятий, активности детей (музыкально-познавательных, исследовательской деятельности, литературы и театра, проектной и интеллектуальной деятельности и др.). Это позволяет детям организовывать разные игры и занятия в соответствии со своими интересами и замыслами, а также найти удобное, комфортное и безопасное место в зависимости от своего эмоционального состояния. При этом обеспечивается доступность ко всему содержанию развивающей среды, предоставляется детям возможность самостоятельно менять среду своих занятий и увлечений. Развивающая среда групповых помещений своевременно изменяется (обновляется) с учетом программы, усложняющегося уровня умений детей и их половых различий.

В целях активизации семей проводятся совместные мероприятия с участием детей, родителей и педагогов. Для создания преемственности в содержании, условиях, методах и приемах воспитания и развития дошколят, в детском саду традиционно организуются дни открытых дверей.

Качественное образование детей, индивидуальный подход к каждому воспитаннику и его родителю, создание положительного эмоционального и эстетического микроклимата всего детского сада, педагогическое просвещение родителей  позволяет повышать имидж детского сада среди населения поселка и привлекает новые семьи для активного сотрудничества. А создание официального сайта ДОУ дало отличную возможность показывать и рекламировать свою работу широким слоям населения.

Обеспечению комплексной безопасности всех участников образовательного процесса в ДОУ уделяется большое внимание. Соблюдаются все необходимые требования и правила безопасности жизнедеятельности воспитанников и сотрудников, социальные гарантии участников образовательного процесса, правила и нормы охраны труда, пожарной безопасности, техники безопасности. Деятельность ДОУ по обеспечению комплексной безопасности находится под постоянным контролем заведующего.

В этом учебном году завершена аттестация рабочих мест всех категорий работников

Комиссией по охране труда ДОУ в соответствии с планом мероприятий систематически проводятся рейды во всех функциональных помещениях ДОУ на предмет соответствия нормам охраны труда и техники безопасности, а также обеспечения детской безопасности. Систематически проводятся инструктажи разной направленности с оформлением в специальных журналах под личную подпись работника.

В целях обучения детей навыкам комплексной безопасности регулярно проводятся развивающие занятия с детьми всех возрастов, на которых дети учатся правилам пожарной безопасности, дорожной грамотности, правилам безопасности поведения в различных местах, оказания первой помощи.

Случаев травматизма в 2012 – 2013 учебном году ни среди воспитанников, не было(аналогично ситуации прошлого года).

Среди работников  ДОУ   случаи травматизма не зарегистрированны.

Количество пропущенных дней по болезни сотрудников в 2012 -2013 уч.г. –158 дней (из них дней по уходу за больным ребенком – 15 дней, 23 дня – заболевания сотрудников, в основном ОРВИ, болезни сердца, гипертония, 120 дней – бытовая травма).

Количество пропущенных дней по болезни сотрудников и их детей в 2012 -2013 учебном году по сравнению с 2011 – 2012 годом уменьшилось .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таким образом,ситуация по сохранению здоровья работников улучшилось по сравнению с прошлым учебным годом.

В 2013-2014 году в ДОУ необходимо продолжать работу по сохранению и укреплению здоровья не только воспитанников, но и сотрудников. Для поощрения сотрудников, работающих без больничного листа в течение календарного года, предусмотрено согласно Кол.договора три оплачиваемых дня.. Однако  необходимо продумать систему мер, направленных на поддержание здоровья работников.

Вывод: Таким образом,педагоги ДОУ стороят свою работу в соответствии с «Санитарно-эпидемиологическими требованиями  к устройству, содержанию  и оранизации режима работы в дошкольных  организациях» Также продолжалась работа по совершенствованию благоприятных условий по адаптации детей и их родителей к условиям дошкольного учреждения. Для родителей организовывались экскурсии по детскому саду, индивидуальные беседы, консультации.

В работе с детьми педагоги используют такие виды закаливания, как воздушные ванны после дневного сна, полоскания горла солевым раствором.

В ДОУ систематически проводится контроль за выполнением инструкций по ОЖЗД, проведением оздоровительных мероприятий в режиме дня; культурно-гигиенических навыков; здоровьесберегающих моментов в режиме дня. Регулярно контролируется психологический климат в детском саду, санитарное состояние групповых участков, соблюдение норм питания.

 В зимний период на территории ДОУ была проложена лыжня. На участках были сооружены горки, валы, постройки для подлазания и скольжения. Так подведя итоги смотра зимних площадок было отмечено, что при сооружении зимних площадок педагоги соблюдают ТБ, ОЖЗД, проявляют творчество.

 В ДОУ на протяжение всего учебного года создана оптимальная развивающая среда, обеспечивающая комплексную безопасность жизни детей. Условия жизнедеятельности всех участников образовательного процесса соответствуют требованиям СанПиН, нормам пожарной безопасности и техники безопасности.

Однако, для полноценного выполнения Плана комплексной безопасности ДОУ, обеспечения качества и гарантированной безопасности всех участников образовательного процесса в соответствии с Программой развития ДОУ и в целях реализации мер, направленных на улучшение системы безопасности ДОУ, необходимо выполнить в новом учебном году следующие мероприятия:

  • Установить запасные эвакуационные выходы.
  • Организовать работы по оснащению здания аварийным освещением.
  • Поддерживать слаженную систему мер по обеспечению комплексной безопасности всех участников образовательного процесса.

Обобщая все вышесказанное, анализируя объем выполненной работы по сравнению с 2011–2012 учебным годом и настоящее состояние дел по обеспечению комплексной безопасности здания и территории ДОУ уровень состояния работы повысился с допустимого до оптимального.

Несмотря на положительное изменение работы по обеспечению комплексной безопасности нельзя останавливаться на достигнутом, необходимо поддерживать это состояние и продолжать работать над новыми задачами. Таким образом, выделено проблемное поле, которое состоит из решения единичных вопросов комплексной безопасности, обеспечивающих финансовое сопровождение выполнения всех необходимых мероприятий, т.к. невыполненные и намеченные мероприятия возможно реализовать только посредством увеличения объемов финансирования данной деятельности, либо с привлечением достаточного количества спонсорских средств.

Гипотеза: Оптимальный уровень комплексной безопасности ДОУ будет поддерживаться при обеспечении следующих условий:

- в части противопожарной безопасности при:

  • организации работ по оснащению здания аварийным освещением;
  • установка запасных эвакуационных выходов.

- в части нормативно – правового обеспечения:

  • разработка системы мер, направленных на поддержание и укрепление здоровья работников.

- в части финансового обеспечения:

  • увеличение объёмов бюджетного финансирования мер комплексной безопасности (для чего необходимо информирование Учредителя при формировании муниципального задания на 2014 год);
  • привлечение дополнительных внебюджетных, в том числе спонсорских средств.

Таким образом, сформулирована годовая задача по данному направлению на 2013 – 2014 учебный год:

Способствовать сохранению оптимального уровня состояния комплексной безопасности в ДОУ через создание условий для осознанного отношения всех участников образовательного процесса к вопросам безопасности.

 

Благополучие любого общества во многом зависит от состояния здоровья подрастающего поколения.  Педагоги детского сада ежегодно при построении образовательного процесса берут в расчет  уровень здоровья детей и строят образовательную деятельность с учетом этого фактора. Так как одним из основных направлений в деятельности ДОУ является охрана жизни и укрепление здоровья детей, то ежегодно отмечается совершенствование оздоровительно-физкультурных мероприятий в разработанной системе работы детского сада по охране и укреплению здоровья детей.

Особую озабоченность вызывает рост у детей, поступающих в учреждение, числа осложненных диагнозов,  процента хронических заболеваний внутренних органов.  Все чаще в учреждение поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов. 

В ДОУ созданы все условия для развития физических и психических качеств детей, укрепления их здоровья и проведения физкультурно – оздоровительной и лечебно – профилактической работы:

  • Медицинский блок, оснащенный медицинским оборудованием и включающий в себя: медицинский кабинет  и изолятор.
  • Физкультурный зал с современным игровым оборудованием.
  • Игротека для детей младшего возраста.
  • Наличие в штате руководителя по физическому воспитанию, педагога-психолога.
  • Обеспеченность дошкольного учреждения медицинскими кадрами.
  • Индивидуальные оздоровительные программы для детей.

 

Медико-социальные условия пребывания воспитанников в ДОУ соответствуют требованиям, предъявляемым к дошкольному образовательному учреждению санитарными нормами и правилами. Помещения всех функциональных помещений соответствуют требованиям СанПиН по воздушно-тепловому режиму, освещению, водоснабжению. Оптимальная температура групповых помещений поддерживается благодаря грамотно составленным графикам проветривания с учетом всех режимных моментов детей. Кроме того, в ДОУ созданы условия для обеззараживания и очищения воздуха с помощью бактерицидных облучателей-рецеркуляторов и кварцевых ламп.

С целью повышения интереса детей к физической культуре, а также учета интересов детей разных возрастных групп ежегодно усовершенствуется организация процесса физического воспитания, классификация занятий по физической культуре и их содержание. Системная работа по физическому воспитанию в ДОУ включает в себя ежедневную утреннюю гимнастику, физкультурные занятия с включением компонента корригирующих упражнений с целью профилактики нарушений осанки, сколиоза. Прогулки на свежем воздухе, спортивные праздники, развлечения помогают решению задачи оздоровления детей.

Формированию двигательной активности и сокращению времени пребывания детей в статическом режиме помогают:

  • разумное уменьшение, при необходимости, продолжительности образовательных занятий (регулируется педагогом по степени утомляемости детей);
  • физкультминутки, динамические паузы между занятиями;
  • смена позиций, мезансцен, использование игровых заданий с движениями во время проведения образовательных занятий;
  • проведение  пеших переходов  во время прогулки;
  • динамический час.

 

Двигательная активность детей, гармоничное развитие, тренировка сердечно-сосудистой и дыхательной систем в ДОУ обеспечиваются регулярным проведением:

  • утренней гимнастики и гимнастики после сна с элементами коррекции;
  • дыхательной гимнастики и дыхательных упражнений;
  • профилактических мероприятий.

В соответствии с годовым планом работы и Уставом  ДОУ организуется активный отдых детей: развлечения, праздники, игры-забавы, Дни здоровья, каникулы.  Оздоровительный эффект этих мероприятий сочетается с поддержанием бодрого, жизнерадостного настроения у детей, формированием принципов и правил здорового образа жизни. При планировании учитываются интерес, увлеченность и настроение каждого ребенка, соответствие нагрузки уровню физического развития и подготовленности детей.

В ДОУ организованы и проводятся закаливающие процедуры, так как регулярное  закаливание организма ребенка повышает его устойчивость к воздействию различных неблагоприятных факторов внешней среды. Через эффективные закаливающие и оздоровительные процедурыобеспечивается тренировка защитных сил организма ребенка и повышение его устойчивости к воздействию постоянно меняющихся факторов окружающей среды. Закаливание детей включает систему мероприятий:

  • элементы закаливания в повседневной жизни: умывание прохладной водой, широкая аэрация помещений, правильно организованная прогулка, физические упражнения, проводимые в легкой спортивной одежде в помещении и на открытом воздухе;
  • максимальное пребывание детей на свежем воздухе (прогулки должны быть ежедневными во все времена года, так как дети имеют биологическую потребность в движении, которая не удовлетворяется лишь организованными физическими занятиями);
  • хождение  босиком  по  «Дорожкам здоровья» (стимулирует подошвенную рефлексогенную зону, очень важную для адаптации организма к факторам внешней среды);
  • специальные мероприятия: водные, воздушные и солнечные, а также обеспечивающие общее закаливание организма: посредством хождения по мокрым соляным дорожкам в 1 младшей группе , обливания ног водой контрастных температур , криомассажа стоп ног ;
  • водное закаливание (обширное умывание после дневного сна,  игры с водой в летний период).

Для детей основные природные факторы (солнце, воздух и вода) используют дифференцированно в зависимости от возраста детей, состояния их здоровья, со строгим соблюдением методических рекомендаций. Закаливающие мероприятия меняются в зависимости от сезона года, температуры воздуха в групповых помещениях, эпидемиологической обстановки.

Педагоги ДОУ используют следующие оздоровительные технологии в режиме дня:

  • массаж «Волшебные точки» по методике А. А. Уманской для профилактики и лечения ОРВИ;
  • упражнения и игры с массажерами и в сухом бассейне (рефлексотерапия, профилактика плоскостопия);
  • гимнастика для глаз (проводится 2—3 раза в течение дня);
  • пальчиковая и артикуляционная гимнастика;
  • логоритмика;
  • подвижные и спортивные игры;
  • гимнастики бодрящая и корригирующая;
  • ортопедическая гимнастика;
  • различные формы закаливания.

Важным условием является проведение закаливающих и оздоровительных мероприятий только при положительных эмоциональных реакциях ребенка.

Формирование невосприимчивости к определенным инфекциям и стимуляция неспецифических факторов защиты организма ребенка проводится  через лечебно-профилактическую работу  , утвержденный план по укреплению здоровья «Здоровый малыш»:

  • полоскание горла отваром из трав, солевым раствором;
  • употребление настоя шиповника, экстракта элеутерококка, поливитаминов, отвара из трав;
  • употребление оксолиновой мази, чесночных каплей, масляного раствора витамина «А»;

С целью снижения заболеваемости также проводятся оздоровительные мероприятия по профилактике ОРЗ: прием поливитаминов, щадящее закаливание, точечный массаж, дыхательная гимнастика и другие мероприятия  в соответствии с планом лечебно – профилактических мероприятий ДОУ на каждый учебный год. Физкультурные занятия включают в себя компоненты корригирующих упражнений для профилактики и лечения нарушений осанки, сколиоза. Обращается внимание на диспансеризацию здоровых детей в возрасте 5—7 лет с осмотром их врачами-специалистами: окулистом, отоларингологом, хирургом, невропатологом, эндокринологом. При выявлении патологии дети проходят курс оздоровительных мероприятий.

Корректируя познавательные процессы и эмоциональную сферу детей, педагоги используют комплекс приемов охраны психического здоровья ребенка в течение дня:

  • минутки тишины;
  • психогимнастика;
  • релаксация;
  • элементы сказкотерапии, смехотерапии;
  • элементы музыкотерапии — музыкально-игровые минутки.

 

Для укрепления здоровья детей и проведения совместных с семьей мероприятий по формированию здорового ребенка большая работа специалистами и педагогами ДОУ проводится с родителями: это и индивидуальные беседы и консультации, и оформление информационных стендов, и проведение собраний, практикумов, консультаций, и подготовка памяток, рекомендаций, советов по данной теме. Однако, уровень грамотности молодых родителей, которые составляют большую половину от общей численности всех родителей, недостаточен для формирования общей культуры здоровья, здорового образа жизни у воспитанников и их семей.

Закаливающие процедуры проводятся  в течение всего года с постепенным изменением их характера, длительности и дозировки с учетом рекомендаций врача-педиатра, состояния здоровья, возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка. Проблемным полем является формирование мотивов и ценностей здорового образа жизни у каждого ребенка, так как все мероприятия по укреплению здоровья осуществляются по инициативе взрослого, дети старшего дошкольного возраста недостаточно самостоятельны в выполнении правил ЗОЖ. Актуальным становится обеспечение целостного подхода к формированию здоровья детей и развитию двигательных способностей, исходя из определения, что здоровье – это не только физическое, но и социально-психическое благополучие.

С целью комплексного подхода к улучшению здоровья детей через повышение качества медико-педагогических  условий  в ДОУ разработана в соответствии с ФГТ план по укреплению здоровья «Здоровый малыш». В основе данного плана лежит  «Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под ред. М. А. Васильевой для детей, в которых, кроме общего развития ребёнка, предусматривается система мер по охране и укреплению физического и психического здоровья. Программа  решает оздоровительные, коррекционно-образовательные и воспитательные задачи.

Воспитание осознанного отношения ребенка к своему здоровью, формирование элементарных базовых знаний и практических навыков по обеспечению жизнедеятельности проходит через валеологическое сопровождение детской образовательной деятельности. Педагогами ДОУ в цикл познавательных занятий ежемесячно включаются занятия валеологического характера. Для детей старшего дошкольного возраста используется авторская программа по валеологии, разработанная педагогом ДОУ. Формирование представлений и навыков здорового образа жизни реализуется также через все виды деятельности детей. Для решения задач этого направления используется проблемный и игровой методы.

Для наиболее эффективной организации оздоровительных и профилактических мероприятий используется мониторинг состояния здоровья воспитанников, что важно для своевременного выявления отклонений.

Регулярно проводятся осмотры детей узкими специалистами детской поликлиники, а анализ данных обследования используются для объективной оценки состояния здоровья детей и планирования работы специалистов ДОУ.

Сбор информации и наблюдения за каждым воспитанником помогают установить динамику его психологических, деятельностных и эмоциональных качеств. Комплексная диагностика позволяет своевременно выявить факторы риска для здоровья и развития ребенка. Результаты осмотра медицинским персоналом ДОУ используются для формирования базы данных состояния здоровья, индивидуальных особенностей и резервных возможностей детей, определения группы здоровья.

Медицинская сестра ДОУ  своевременно проходит обучение по вопросам здоровьесбережения детей. Медико-педагогический контроль осуществляется по всем направлениям физкультурно-оздоровительной работы. Ежемесячно администрацией ДОУ рассматриваются причины заболеваемости детей, вносятся коррективы по их устранению.

Вывод: В ДОУ создана оптимальная здоровьесберегающая среда, позволяющая решать вопросы сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Однако для более действенного результата необходимо активное вовлечение родителей в единый процесс формирования здоровья детей.

 

В ДОУ организовано 5-ти разовое питание в соответствии с перспективным 10-и дневным меню, разработанным на основе физиологических потребностей детей в пищевых веществах и натуральных норм питания. Ассортимент блюд разнообразный, проводится  «С» витаминизация 3-го блюда, запрещённые блюда отсутствуют.

Условия сохранности продуктов соответствуют требованиям к организации питания в соответствии с санитарно – гигиеническими нормами. Для обеспечения правильных условий хранения продуктов имеется все необходимое оборудование: отдельные холодильные камеры для хранения мяса и рыбы, холодильники для хранения  молочных продуктов, яиц, суточной пробы готовой продукции, замороженной продукции (ягод, овощей).

Проводится соответствующий контроль за качеством, разнообразием, витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения и соблюдения сроков реализации продуктов. В  срок ведется соответствующая документация (журнал бракеража сырой продукции, журнал бракеража готовой продукции). Ежемесячно выводятся остатки продуктов питания, делается квартальный анализ, на основании которого заказываются продукты питания на новый квартал. Ежемесячно подсчитываются калорийность пищи и выполнение натуральных норм на одного ребенка.

Вывод: Организация питания воспитанников соответствует санитарно-гигиеническим требованиям. Нормы питания на одного ребенка соблюдаются и по некоторым позициям перевыполнены (яйцо, фрукты, творог, молоко).

Таким образом, уровень состояния работы по обеспечению сбалансированного питания воспитанников можно оценить как оптимальный.

План детодней в 2012-2013 учебном году – 12060, исполнение плана – 11174 детодней – больше предыдущего учебного года.

Посещаемость детьми ДОУ в сравнении за два учебных года можно представить следующей таблицей:

Наименование

показателей

2011 - 2012

учебный год

2012 - 2013

Учебный год

Всего

Всего

Число дней проведённых  воспитанниками

в группах

11700

12060

Пропущенных

2304

886

В том числе:

по болезни

408

481

По другим причинам

1896

405

Травматизм, отравления

-

-

 

По данным таблицы видно, что пропущенных дней воспитанниками в 2012-2013 учебном году уменьшилось  на 1418 дней по сравнению с 2011 – 2012 уч. годом.

 Таким образом, увеличилось количество пропусков по болезни на 73 дней. Положительной стороной явилось число дней, проведенных воспитанниками в группах. По сравнению с 2011 – 2012 учебным годом оно увеличилось .

Вывод: Несмотря на организованную работу коллектива ДОУ по сохранению и укреплению здоровья воспитанников, фактическая заболеваемость детей осталась практически на прежнем уровне  от фактической посещаемости. Фактической посещаемости учреждения, устранению случаев беспричинного «домашнего режима», который в основном дают дети групп оздоровительной направленности и младшего возраста, необходимо уделить должное внимание со стороны педагогических работников и медицинского персонала в новом учебном году. Оценка уровня состояния работы по посещаемости детьми ДОУ – допустимый уровень.

Адаптации ребенка к условиям Детского сада уделяется большое внимание. Организация жизни детей в адаптационный период предусматривает создание индивидуального комфортного режима. По мере необходимости устанавливается щадящий режим,  неполный день пребывания в ДОУ, согласованный с родителями. Важно в этот период обеспечить здоровый ритм жизни ребенка через организацию рационального двигательного режима, проведение занятий, режимных моментов с учетом преобладания положительных эмоций и желания детей. Продолжительность кратковременного пребывания в образовательном учреждении зависит от степени адаптации ребёнка к новым социальным условиям. В первые дни адаптационного периода ребёнок находится в  ДОУ  в течение  2-х часов (с 10.00 до 12.00), затем 4-х часов (с 8.00 до 12.00). Если в течение двух недель поведение ребёнка нормализуется,  то родители оставляют ребёнка на тихий час и забирают после полдника. Если взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в группе установлены, двигательная активность соответствует возрастным особенностям, аппетит и сон налажен, то в последующие дни ребёнок посещает образовательное учреждение по обычному режиму. Анализ адаптационного периода пребывания ребенка в ДОУ в 2012 -2013 году по сравнению с прошлым учебным годом показывает таблица:

 

 

2011 – 2012 уч. год

2012 – 2013 уч. год

Дети до 3-х лет

15 человека

16 человек

Благополучная адаптация (легкая, средняя степень)

92%

95,5%

Неблагополучная адаптация

(тяжелая степень)

2 ребенка / 8%

 

1 ребенок/ 4,5%

Дети с 3-х до 7 лет

 

 

Благополучная адаптация (легкая, средняя степень)

100%

100%

Неблагополучная адаптация

(тяжелая степень)

0

 

0

 

 

Вывод: Несмотря на то, что уровень адаптационного периода в 2012 – 2013 учебном году можно считать оптимальным, в новом учебном году необходимо совершенствовать работу по 100%-ной адаптации детей к условиям детского сада: разработать программу адаптации воспитанников ДОУ к детскому саду и продумать единую систему проведения анализа адаптационного периода вновь поступающих воспитанников между воспитателями, педагогом – психологом и медицинским персоналом ДОУ.

В ДОУ проводится мониторинг состояния здоровья и физического развития детей на начало и конец учебного и календарного года.  Проводится скрининг – тестовое   доврачебное обследование детей  5-6 лет. Профилактические медицинские осмотры детей проводятся врачом-педиатром, врачом – фтизиатром, закрепленным за данным учреждением, и врачами-специалистами. Охват детей периодическими осмотрами в 2012 – 2013 учебном году выглядит следующим образом:

Возраст воспитанников

Всего   воспитанников

Из них обследовано

Чел.

%

Среднее количество детей 3-х лет

16

Подлежали: 11

10

100 %

Среднее количество детей от 3 до 7 лет

52

Подлежали : 28

28

100 %

 

Вывод: Периодическим медицинским обследованием охвачены 100% воспитанников. В физическом развитии выявлены следующие отклонения: плоскостопие - 2, уплощение стопы – 1, вальгусная стопа – 1, нарушение осанки – 3 ребенок.

В 2012 – 2013 учебном году состояло на учете 17 детей, из них: 1 – неврологические заболевания, ЧДБ – 12 , болезни глаза и его придаточного аппарата – 1; болезни кожи-2, другие заболевания – 2 человек ( неврологические – 1, лорпатологии – 1).

Вывод: Особую озабоченность вызывает рост у детей, поступающих в учреждение, числа осложненных диагнозов,  процента хронических заболеваний внутренних органов.  Все чаще в учреждение поступают дети, имеющие помимо предрасположенности к простудным заболеваниям, те или иные функциональные и морфологические отклонения в состоянии здоровья, требующие повышенного внимания, консультаций специалистов. 

 

 Сведения о состоянии здоровья и физического развития детей

п/п

Показатели

Количество детей, %

2011 – 2012 учебный год

2012 – 2013 учебный год

1

Среднесписочный состав

62

%

67

%

2

Количество ЧБД

13

13%

12

12%

 

3

Группа здоровья:

1 группа –

2 группа –

3 группа –

группа –

 

14

46

2

-

 

1

44

2

-

 

17

48

2

-

 

16

81

3

-

4

Физическое развитие:

выше среднего –

среднее –

ниже среднего –

 

11

73

18

 

11

72

17

 

4

48

5

 

4

47

5

 

Представленные цифры свидетельствуют о том, что не все дети являются абсолютно здоровыми, почти каждый ребенок имеет соматические заболевания. Дети при поступлении в группы раннего возраста уже имеют врожденные патологии и низкий уровень физического развития . В  ДОУ с детьми, состоящими на диспансерном учете, проводится целенаправленная профилактическая работа, уровень которой можно оценить как допустимый.

Наряду с формированием физического здоровья у воспитанников ДОУ, большое значение уделяется его психической составляющей, т.е. формированию психофизиологических возможностей детей. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Только сочетание возрастного и индивидуального подходов в воспитании и обучении детей может обеспечить  эмоциональное благополучие и полноценное психическое развитие воспитанников.

Педагогом-психологом ДОУ строится работа с воспитанниками с целью сохранения естественных механизмов развития ребенка, предотвращения их возможного искажения и торможения. В течение учебного года проводились скриннинговые обследования, индивидуальная диагностика общего кругозора воспитанников, исследования интеллектуального и личностного развития дошкольников с использованием современных психологических диагностик. Проводилась работа с педагогами и родителями воспитанников по формированию психолого-педагогической компетентности в общении, коммуникативных навыков: консультации, анкетирование, беседы.

Таким образом, формирование психического здоровья воспитанников, повышение эффективности работы по психолого-педагогическому сопровождению невозможно без объединения усилий различных служб ДОУ, без повышения у педагогов и родителей психолого-педагогической компетентности.

Вывод: Представленную картину состояния здоровья и физического развития детей можно оценить как допустимую, т.е. средней степени остроты выявленной проблемы. Для достижения оптимального уровня необходимо задуматься о совершенствовании системы физкультурно – оздоровительной работы в ДОУ. Необходима более глубокая работа по проведению профилактических и оздоровительных мероприятий с детьми. Кроме того, проблему сохранения и укрепления здоровья воспитанников невозможно решать односторонне, т.е. без участия родителей. Поэтому в новом учебном году необходимо активнее привлекать родителей к формированию здорового образа жизни детей. Актуальным становится обеспечение целостного подхода к формированию здоровья детей и развитию двигательных способностей, исходя из определения, что здоровье – это не только физическое, но и социально-психическое благополучие. Положительная динамика укрепления здоровья воспитанников существует, но она недостаточна, для того чтобы говорить об эффективной системе здоровьесбережения в ДОУ, позволяющей спрогнозировать и предупредить детскую заболеваемость.  

В целом в ДОУ наблюдается тенденция на сохранение здоровья детей и их физического развития.  Для этого создаются все необходимые условия: улучшается и обновляется материальная база, проводятся закаливающие и оздоровительные процедуры, в том числе и  реализуется оздоровительно-развивающая программа «Здоровые дети Севера».Но, несмотря на активное осуществление плана физкультурно-оздоровительной работы с детьми, в данной области имеются существенные проблемы, такие как:

  • нежелание некоторых родителей понимать важность проводимых оздоровительных мероприятий путём отказа от проведения закаливающих процедур, намеренное сокращение утренних и вечерних прогулок, приведение в детский сад детей с признаками инфекционных и простудных заболеваний, вследствие чего в группах возникают инфекционные заболевания и карантины;
  • низкая мотивация обслуживающего персонала детского сада в соблюдении последовательности закаливающих процедур и реализации системы оздоровительной работы в целом;
  • высокий, особенно для групп оздоровительной направленности, уровень заболеваемости в 2012 – 2013 учебном году, а также большое количество пропусков воспитанников, связанных с отсутствием по неуважительным причинам (домашний режим);
  • формирование мотивов и ценностей здорового образа жизни у каждого ребенка, так как все мероприятия по укреплению здоровья осуществляются по инициативе взрослого, дети старшего дошкольного возраста недостаточно самостоятельны в выполнении правил ЗОЖ;
  • недостаточный уровень медико-педагогического контроля за состоянием физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ.

Гипотеза: Система здоровьесбережения в ДОУ должна стать оптимальной, если будет выполнен следующий ряд условий:

  • Индекс здоровья воспитанников повысится на 10%.
  • Посещаемость детьми ДОУ составит 65% от плана детодней на текущий учебный год.
  • Родители воспитанников осознают значимость проводимых в ДОУ мероприятий по формированию у детей навыков здорового образа жизни и придерживаются их.
  • Педагогические работники более качественно реализуют систему мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
  • Медико-педагогический контроль состояния физкультурно-оздоровительной работы отличается четкостью, систематичностью и качеством проведения со стороны администрации ДОУ.
  • Разработана единая программа адаптации воспитанников ДОУ к детскому саду.
  • Лечебно-профилактическая работа, проводимая в ДОУ, позволит снизить уровень часто болеющих детей посредством создания индивидуальных оздоровительных маршрутов.

Для реализации данных условий коллектив дошкольного учреждения будет организовывать свою деятельность с помощью работы в 2013 – 2014 учебном году над следующей годовой задачей:

Снизить уровень заболеваемости воспитанников посредством  формирования основ здорового образа жизни у всех участников образовательного процесса в активной совместной деятельности с семьями воспитанников.

Совершенствовать формы физического развития и укрепления здоровья детей.

 

В основе деятельности ДОУ лежат образовательные программы дошкольного образования  «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, в которой целостное развитие ребёнка понимается как единство индивидуальных особенностей, личностных качеств, способности освоения ребёнком позиции субъекта в детских видах деятельности.

На основании Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования педагогическим коллективом в 2012 – 2013 учебном году организована работа по реализации новой Образовательной программы ДОУ, разработанной в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Реализация  данной программы основана на необходимости понимания всеми педагогическими работниками использования нововведений, условий, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования в свете новых требований, а также способности педагогов принять, перестроиться и реализовать свою деятельность с учетом интегрирования разных образовательных областей образовательной программы «Детство». В образовательной программе ДОУ выдержаны структура, объем обязательной и вариативной частей. Содержание Программы включает в себя совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

В 2012 – 2013 учебном году педагогический коллектив продолжал реализацию второго этапа плана поэтапного перехода к внедрению ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования в образовательный процесс. Мероприятия Плана поэтапного перехода по внедрению ФГТ в образовательный процесс выполнялись в соответствии с планом на 2012 – 2013 учебный год.

План мероприятий по реализации новых требований к содержанию и организации образовательного процесса выполнен в полном объеме:

  • Разработано комплексно – тематическое планирование психолого-педагогической работы для всех возрастных групп с учетом реализации и интеграции образовательных областей реализуемых программ дошкольного образования.
  • Переработаны карты проведения мониторинга достижений детей по всем образовательным областям.
  • Создан банк методических материалов, разработок по внедрению ФГТ в образовательный процесс.
  • Разработано Положение  о проведение мониторинга.

Кроме того, педагоги самостоятельно изучали в течение учебного года изданную с учетом ФГТ примерную программу дошкольного образования  и ряд другой методической литературы по её использованию.

Информирование родителей о процессах внедрения ФГТ в ДОУ проводилось через информационные групповые уголки, стенды, официальный сайт ДОУ, родительские собрания.

Для обеспечения условий реализации программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями методический кабинет частично оснащен необходимым научно-методическим инструментарием, т.е. приобретена различная литература в помощь педагогическим работникам в соответствии с реализуемыми программами дошкольного образования, а также своевременно оформлялась подписка на периодические издания:

Вся образовательная деятельность строилась на основе интеграции образовательных областей и единого тематического планирования..

Проведение диагностики уровня освоения образовательных областей воспитанников ДОУ по разработанным картам в конце учебного года показало, что педагоги серьезно подошли к оформлению результатов достижений детей, т.к. для повышения компетентности в данном вопросе проводился обучающий семинар - практикум. Для проведения диагностики развития интегративных качеств дошкольников всех возрастов были разработаны карты и критерии оценки. Если оценивать то, что проводимая работа новая для всех педагогов, и учесть, что проделано её немало, можно на настоящий момент оценить уровень состояния методической работы в условиях введения ФГТ как допустимый.

Со стороны руководства ДОУ осуществлялся контроль за процессом внедрения ФГТ в воспитательно – образовательный процесс через издание соответствующих приказов и их реализацию. Службой мониторинга в соответствии с техническими заданиями проведены мониторинговые исследования обеспечения комплексной безопасности всех участников образовательного процесса, сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников; реализации новых требований к содержанию и организации образовательного процесса; осуществления физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического развития дошкольников; развития системы поддержки талантливых и одарённых детей, а также мониторинг кадрового потенциала. Однако, систему проведения мониторинговых исследований необходимо совершенствовать.

Интегративным результатом реализации федеральных государственных требований к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования является создание соответствующей развивающей образовательной среды ДОУ, которая обеспечивает духовно-нравственное развитие и воспитание детей; качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей); гарантирует охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников; комфортна по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.

 Уровень квалификации педагогических и иных работников ДОУ для каждой занимаемой должности соответствует квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Педагогические работники обладают основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие; организации различных видов деятельности и общения воспитанников; организации образовательной деятельности по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлении взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками ДОУ. 81% педагогов владеют информационно-коммуникационными технологиями и умеют применять их в воспитательно-образовательном процессе. Все педагоги своевременно повышают свою компетентность через прохождение курсов повышения квалификации, однако в связи с внедрением ФГТ и согласно план-графику повышения квалификации 3-м педагогам необходимо вновь обучаться по интересующим их направлениям в условиях ФГТ.

Материально – техническое обеспечение условий, созданных для организации работы членов коллектива, для детского развития полностью соответствуют ФГТ. В части оснащенности физкультурного зала необходимым спортивным оборудованием и инвентарем регулярно проводится работа по закупке необходимого оборудования.

Для обеспечения условий реализации программы дошкольного образования в соответствии с федеральными государственными требованиями методический кабинет частично оснащен необходимым научно-методическим инструментарием, т.е. приобретена различная литература в помощь педагогическим работникам в соответствии с реализуемыми программами дошкольного образования, а также своевременно оформлялась подписка на периодические издания.

Вывод соответствия деятельности и условий ДОУ Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования можно представить следующей матрицей:

Таким образом, в ДОУ в 2012 – 2013 учебном году проведенную коллективом работу по реализации федеральных государственных требований можно оценить как оптимальный уровень, но исходя из важности разделов, имеющих оценку допустимого уровня, общую работу будем считать проведенной на допустимом уровне.

Картину сравнения внедрения федеральных государственных требований в образовательный процесс ДОУ за два учебных года можно представить следующими сравнительными диаграммами:

 

 

 

 

 

 

Проблемным полем является неотлаженная система проведения мониторинга,  недостаточный комплект методических разработок рабочих учебных программ.

Гипотеза: Добиться более качественной реализации федеральных государственных требований в воспитательно – образовательном процессе ДОУ и довести уровень реализации до оптимального возможно при обязательном выполнении следующих условий:

1. Образовательная программа ДОУ реализуется в полном объёме.

2. Обеспечено качественное методическое сопровождение всех педагогических работников в части реализации  образовательной программы, направлений работы, образовательных областей, а также их интеграции; мотивации к самосовершенствованию и повышению квалификации в области ФГТ.

3. В наличии 100%-ное научно–методическое обеспечение Образовательной программы:

  • наличие рабочих программ реализации всех образовательных областей с учетом возрастных особенностей воспитанников;
  • откорректированная система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы по образовательным областям и развитию интегративных качеств.

 

Годовая задача на 2013 – 2014 учебный год:

Продолжать совершенствование научно-методического обеспечения образовательного процесса в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

 

Механизмом образовательной системы в ДОУ является организация учебно-воспитательного процесса, которая строится на утвержденном учебном плане, расписании реализации образовательных областей,  перспективно-тематическом планировании и утвержденных рабочих учебных программ по разным направлениям детской деятельности.

Условия организации и обеспечения процесса воспитания и обучения воспитанников в ДОУ соответствуют требованиям основных образовательных программ дошкольного образования, заявленных в Лицензии на право осуществления образовательной деятельности.  Используются в воспитательно – образовательном процессе также элементы следующих программ и технологий по разным направлениям развития детской деятельности:                                                                                                                                                                    

В ДОУ используются современные формы организации обучения: непосредственно образовательная деятельность проводится как по подгруппам, так и индивидуально, что позволяет воспитателям ориентировать образовательные задачи на уровень развития и темп обучаемости каждого ребенка. Приоритет в работе с дошкольниками отдается игровым методам обучения, поддерживающим постоянный интерес к знаниям и стимулирующим познавательную активность детей.

В ДОУ имеются документы, регламентирующие организацию образовательного процесса детей: учебный, календарные, перспективные планы, которые соответствуют  реализуемым программам, учебному расписанию.

В новом учебном году необходимо пересмотреть тематическое планирование и содержание непосредственно образовательной деятельности по таким областям как «Чтение художественной литературы» (старший возраст), «Коммуникация» (обучение грамоте – подготовительный возраст), «Безопасность» (старший, подготовительный возраст).

 

Вывод: Деятельность ДОУ по реализации Учебного плана осуществлялась в соответствии с санитарными требованиями СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно – эпидеомологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».Количество непосредственно – образовательной деятельности, предусмотренной реализацией Образовательной программы, выполнено в полном объеме.

 

 

В течение года в соответствии с годовым планом работы ДОУ методическим советом проводились  тематические проверки с целью изучения эффективности работы в режиме ДОУ.

По формированию  ЗОЖ в условиях ДОУ; воспитание детей в  сюжетно-ролевой игре; условия для развития интеллектуальных способностей детей . Тематика контролей тесно связана с реализацией годовых задач ДОУ. Результаты проверок выявили положительные моменты в работе коллектива ДОУ по созданию в группах необходимых условий для реализации поставленных задач и организации воспитательно – образовательного процесса с детьми. 

Анализ эффективности организации воспитательно-образовательного процесса ДОУ показал, что во всех возрастных группах ведётся работа  у детей на занятиях, в совместной и самостоятельной деятельности.

 При планировании НОД уделяется внимание формированию мыслительных процессов через использование развивающего и дидактического материала. Индивидуальная работа по развитию интеллекта детей прослеживается в планировании всех возрастных групп с использованием различных приёмов. У большинства детей достаточно сформированы навыки и умения во время беседы правильно высказывать свою просьбу, общаться со сверстниками и взрослыми. Многие дошкольники средней и старших групп самостоятельно умеют пользоваться дидактическими играми , осознают цели и результат игры. Игры грамотно подобраны в соответствии с возрастом детей, их умственными способностями. В каждой группе создана зона развития.

Предметно-развивающая среда групп пополнилась пособиями для индивидуальной работы с детьми по развитию   интеллекта.

Игровой материал расположен рационально, что обеспечивает двигательную активность детей и создание комфортных условий для совместных игр детей. С родителями планируются и проводятся различные формы работы, регулярно обновляется информационный материал.

 В календарных планах воспитательно – образовательной работы всех групп прослеживается большое количество подвижных игр, что соответствует нормам возрастных особенностей детей. Прогулки планируются во всех группах в соответствии со структурой прогулки. Динамические часы планируются  во всех группах во вторую половину дня и состоят из подбора подвижных игр. В результате контроля выяснились, что дети подвижны, активны на в свободной деятельности.  Во всех группах педагогами оформлены в игровые уголки, рационально расположены мебель и игровой материал, что обеспечивает активную  детей. В группах создан благоприятный психологический климат общения.  Все группы имеют выносной материал для активной деятельности на прогулке. Таким образом, работа в детском саду по созданию условий для  психического развития воспитанников ведётся регулярно.

Но наряду с положительными моментами в работе по реализации годовых задач, имеются и недостатки, которые педагоги устраняли по мере их выявления: в части планирования совместной деятельности, развитии предметной среды, привлечения родителей к совместным мероприятиям.

Вывод: Усилить контроль за своевременным и качественным выполнением рекомендаций и замечаний педагогами ДОУ, полученных в ходе проведения контрольно – аналитической деятельности.

Выполнение годовых задач осуществлялось посредством методической работы с кадрами: проведением Педагогических советов, семинаров, консультаций, практикумов, мастер – классов, тематических  проверок, открытых просмотров занятий,  показов различных видов совместной деятельности. Повышение компетентности и профессиональных качеств педагогов.

 Каждый педагог принял участие не один раз в подготовке и проведении различных методических мероприятий на уровне детского сада:

Активность педагогических работников в методической работе составила 100 %, т.е. каждый педагог принял участие не один раз в подготовке и проведении различных методических мероприятий (аналогично результатам 2011 – 2012 учебного года). В этом учебном году два педагога ДОУ (Игина А.М.,Григорьева М.О.) представили свой педагогический опыт во всероссийском сетевом конкурсе педагогов дошкольных образовательных учреждений «Панорама педагогических достижений» , и стали прижерами конкурса.

Вывод: Мероприятия годового плана выполнены в полном объеме. Однако для обобщения, распространения и внедрения передового педагогического опыта среди педагогов других образовательных учреждений города необходимо создавать оптимальные методические и практические условия.

Информационно-методическая помощь родителям осуществлялась посредством организации различных традиционных форм работы: групповых родительских собраний , консультаций, практикумов, семинаров, оформления информационных стендов, папок – передвижек, проведения Дня открытых дверей согласно годового плана работы ДОУ и плана  работы с родителями воспитателей групп.

Воспитатели ДОУ активно ведут просветительскую работу среди родителей  о том, что воспитательные функции семьи многогранны, многообразны и должны опираться на современные знания о ребенке. У ДОУ существуют возможности расширять педагогические знания родителей, организовывать разнообразные формы работы по педагогическому просвещению родителей, активно вовлекать их  в общественную жизнь ДОУ. Педагогическое просвещение родителей проводится на информационном уровне через наглядную агитацию, организацию педагогических лекций и тематических консультаций, родительские собрания. Для создания преемственности в содержании, условиях, методах и приемах воспитания и развития дошколят, в детском саду традиционно организуются дни открытых дверей.

В начале учебного года проведено обследование семей «Социальный портрет семей ДОУ», в результате которого выявился образовательный, социальный уровень родителей воспитанников.

Инспектором по охране прав детства и педагогами, в группах которых выявлены данные семьи, составлены планы работы с данными категориями семей на учебный год в соответствии с годовым планом работы ДОУ.

В целях осуществления информационной грамотности и педагогической помощи родителям в вопросах воспитания и обучения детей с данными родителями педагогами групп совместно с инструктором по охране прав детства были проведены все запланированные мероприятия.

Родители активно сотрудничают с педагогами, отзываются на их предложения, советы, посещают родительские собрания. Изучение семьи как участника образовательного процесса определяется характеристикой совместных мероприятий с родителями по критерию «Степень участия родителей в педагогическом процессе»:

 

 

Общая доля совместных мероприятий

2011 – 2012 учебный год

2012 – 2013 учебный год

Конкурсы рисунков, плакатов, поделок

73%

76%

Совместные праздники

68%

70%

Спортивные мероприятия

30%

38%

Анкетирование

70%

83%

Посещение режимных моментов

6%

10%

Средний уровень вовлеченности в воспитательно – образовательный процесс

49%

55%

 

Самый наилучший процент активности родители проявляют в изготовлении совместных с детьми творческих работ. Педагоги групп постоянно сотрудничают с родителями детей, привлекая их к общественной жизни группы, к участию в мероприятиях ДОУ: выставках совместных работ, спортивных и музыкальных праздниках, постоянно знакомят родителей с организацией учебно – воспитательного процесса детей группы и ДОУ, приглашают на открытые просмотры режимных моментов, проводят индивидуальную работу, беседы на социально – нравственные темы; привлекают детей к участию  в  открытых мероприятиях, праздниках, выставках различных работ, всевозможным  игровым ситуациям.

По всем показателям доли участия родителей в совместных мероприятиях видно, что активность родителей возросла на 6%, они более внимательнее относятся к проводимым в ДОУ мероприятиям, принимают больше участия в конкурсах и выставках, праздниках ДОУ совместно со своими детьми. Это значит, что педагогами групп проводится хорошая работа по привлечению родителей к участию в жизни группы и всего ДОУ. Но потенциал родителей в отношении участия в воспитательно – образовательном процессе еще недостаточно раскрыт.

В ДОУ в течение года велась  работа по бесплатным дополнительным образовательным услугам Кружковая работа: «Сударушка» - 15 детей ( 25%) – руководитель Подшивалова Е.А.; «Экологическая полиция» - 15 детей (25%) – руководитель воспитатель Калинина С.Ф.; «Фантазеры» - 12 человек (22%); «Румяные щечки» -  13 человек ( 23 %) руководитель по ФИЗО Игина А.М.

 

Вывод: В целях активизации семей проводятся совместные мероприятия с участием детей, родителей и педагогов, но педагогам необходимо использовать дополнительные приемы привлечения внимания родителей к участию в воспитательно – образовательном процессе.

Необходимо активное включение родителей в процесс работы детского сада как равноправных и равноответственных партнеров. Кроме того, в детском саду  отсутствует система мониторинга эффективности работы с семьей. В основу мониторинга необходимо включить сбор, хранение, обработку и распространение информации, обеспечивающей непрерывное наблюдение за состоянием воздействия ДОУ с семьей и прогноз возможных условий, средств и методов ее улучшения.

В связи с полученными результатами определены основные направления работы ДОУ с семьей:

  • Расширение спектра дополнительных образовательных услуг.
  • Расширение диапазона совместных мероприятий с детьми и их родителями.
  • Привлечение родителей к участию в воспитательно-образовательном процессе, изучению качества образовательного процесса в ДОУ.
  • Разработка системы мониторинга эффективности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и технологии сотрудничества ДОУ с семьёй.

Воспитательно-образовательная деятельность ДОУ направлена на обеспечение полноценного развития, коррекции и оздоровления всех воспитанников. Результативность работы по образовательным программам и технологиям отслеживается с помощью регулярного мониторинга достижений детей. Данные анализируются с целью выявления проблемных моментов в развитии детей.

Уровень развития воспитанников в соответствии с реализуемыми общеобразовательными программами (результаты педагогической диагностики)

Информация по результатам мониторинга свидетельствует об устойчивой динамике роста показателей умственного и физического развития детей. Физическое воспитание детей в ДОУ направлено на улучшение состояния здоровья и физическое развитие, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков и двигательных качеств.

Однако показатели по отдельным областям («Здоровье» и «Физическая культура» , «Социализация»,»Музыка», «познание» - имеются дети не усвоевшие отдельные компоненты  по сравнению с другими образовательными областями:

п/п

 

Образовательные области

 

 

 

 

2011-2012

2012-2013

Уровень освоения,

%

Всего детей – 65 детей

Всего детей – 64

В

 

 

в

С

 

Н

 

В

 

 

в

С

 

Н

д/%

 

д/%

д/%

д/%

д/%

д/%

1

Социализация

 

17,9

59,8

13

18,7

71,8

9,5

89%

2

Познание

16

54

23

 

17,6

72

10,3

88%

3

Коммуникация

19

53

21

17,8

72,4

9,8

92%

4

Художественное творчество

15

53

19

 

25,8

61,7

12,5

94%

5

Труд

16

51

11

40

58,6

1,4

95%

6

Безопасность

19

50

9

20,1

68,9

10,9

95%

7

Музыка

34

64

1.6

34,5

 

64,1

1,4%

88%

8

Чтение художественной литературы

15

55

17

25,2

66,4

8,4

93%

9

Здоровье

20

46

12

 

65,4

23

11,6

92%

10

Физическая культура

 

5

45

44

24,1

72,6

3,2

92%

 

Итого:

19%

59%

22%

29,8%

63,1%

8%

92%

 

 

 

 

 

 

  Несмотря на то, что работа в 2012-2013 учебном году осуществлялась по интеллектуально – личностному развитию дошкольников посредством интеграции разных видов детской деятельности, проблемы еще  остались. Поэтому работу над образовательными областями «Познание», «Коммуникация» образовательной программы необходимо продолжать и в новом учебном году с использованием новых эффективных форм. В связи с этим методическому совету ДОУ необходимо продумать систему работы по формированию  интеллектуальных способностей  у воспитанников ДОУ.

 

Качественная  подготовка  детей к обучению в школе в МБДОУ уделяется большое внимание. Вся образовательная деятельность строится в соответствии с критериями готовности детей к  обучению в школе.

В течение учебного года учитель-логопед Григорьева М.О. проводила работу по коррекции нарушений речи. На начало учебного года в гогопункт было зачислено 26 человек. Из них с диагнозом:

ОНР  II уровня 1 ребенок

ОНР  III уровня 7 детей

НвОНР – 2 ребенка

ФФН – 8 человек

ФНР – 6 человек

ЗРР – 2 человека.

На конец учебного года выбыло из логопункта с улучшением речи 14 человек.

Показатели уровня и качества подготовки выпускников ДОУ к началу школьного обучения

В начале учебного года с детьми подготовительного возраста (в количестве 17детей) были проведены групповые и индивидуальные диагностики. На основании проведённых исследований были организованны две группы коррекции и развития уровня готовности к обучению в школе. Так же был составлен план и график работы педагога-психолога с этими группами детей в индивидуальном порядке: ноябрь – апрель. В индивидуальных и групповых консультациях для родителей были даны рекомендации по подготовке детей к обучению в школе. 

п/п

 

Образовательные области

 

 

 

 

2011-2012

2012-2013

Уровень освоения,

%

Всего детей – 10

Всего детей – 15

В

 

 

в

С

 

Н

 

В

 

 

в

С

 

Н

д/%

 

д/%

д/%

д/%

д/%

д/%

1

Социализация

 

29

 

27

 

12

 

26,7

73,3

-

100%

2

Познание

29

59

12

37,8

62,2

-

100%

3

Коммуникация

29

53

18

40

46,7

13,3

98%

4

Художественное творчество

29

71

-

60

33,3

6,7

99%

5

Труд

29

71

-

 

33,3

66,7

-

100%

6

Безопасность

35

65

-

 

40

60

 

100%

7

Музыка

54,1

45,9

-

 

53,3

46,7

-

100%

8

Чтение художественной литературы

35

53

12

40

60

-

 

100%

9

Здоровье

41

59

-

 

100

-

-

100%

10

Физическая культура

 

12

47

7-41%

46,7

53.3

-

100%

 

Итого:

28%

60%

12%

65%

32%

3%

100%

 

 

Качественный анализ позволяет сделать вывод, что у старших дошкольников хорошо развиты такие качества, как сформированность учебных действий, слуховая память, фонематический слух, кратковременная память и внимание, мышление. Учителями школ, куда приходят наши выпускники, отмечается высокий уровень развития у них произвольности психических процессов, способности к саморегуляции поведения, самооценке. Дети обладают достаточным объемом знаний для последующего освоения школьной программы.

 

 

Несмотря на значительное увеличение процента уровня психологической готовности выпускников ДОУ в 2012 – 2013 учебном году на 22% (по сравнению с прошлым учебным годом), этот показатель является средним на общегородском уровне. Такое состояние уровня готовности к школьному обучению обусловлено общим состоянием здоровья и нарушением его психической составляющей у одного воспитанника, который и показал низкий уровень развития психических процессов. Всем детям рекомендовано обучение в средней общеобразовательной школе.

 

Вывод: Показатели уровня психологической готовности выпускников ДОУ к началу школьного обучения (по результатам ПМПК) в сравнении с предыдущим годом повысился на 22%, что соответствуют среднему уровню развития психических познавательных процессов (возрастная норма) детей и среднему  уровню готовности к школьному обучению. В большем внимании нуждаются комбинаторские способности детей, развитие образно-логического мышления. Для повышения уровня психологической готовности воспитанников к школе:

  • Необходимо продумать единую систему работы по подготовке к обучению воспитанников ДОУ в школе через взаимодействие воспитателей групп, специалистов ДОУ и школы, а также родителей воспитанников.
  • Необходима систематическая работа всех педагогических работников ДОУ по обеспечению психического здоровья воспитанников (особенно старшего возраста) в режиме ДОУ.

 

В ДОУ разработан перспективный план работы по преемственности со школой, который включает в себя следующие разделы:

1. Методическая работа (составление плана работы по подготовке детей к школе, знакомство воспитателей с программой обучения и воспитания в 1 классе, знакомство учителей с программой развития и воспитания , посещение уроков в 1 – м классе воспитателями ДОУ, посещение занятий в подготовительной группе учителями школы).

2. Работа с родителями (подготовка информационных листов для родителей «Подготовка детей к школе», «Что должен знать и уметь первоклассник», «Факторы успешной подготовки и адаптации ребенка к школе», организация и проведение родительских  собраний, анкетирования родителей).

3. Работа с детьми (экскурсия в школу, беседы с детьми: «Зачем дети ходят в школу», «Как хорошо уметь читать»; «Что ученик берёт с собой в школу»; выставки детских работ: «Хорошо у нас в саду», «Кем я буду?» (дети подготовительной к школе группы).

Вывод: Согласно годовому плану работы ДОУ на 2012 – 2013 учебный год, а также  перспективному плану работы по преемственности со школой проводились мероприятия одностороннего характера, т.е. те, которые реализовывались только в ДОУ: проводились экскурсии в СОШ № 5 и приглашались учителя начальных классов на встречу с родителями выпускников ДОУ. Со стороны методической службы ДОУ не было организовано совместных методических, тематических мероприятий со средней общеобразовательной школой коррекционного и обучающего характера. Это является минусом в работе, наличие которого и накладывает определенный отпечаток на психологическую готовность детей к обучению в школе.  Работе со школой следует уделять больше внимания, обеспечивая тесный контакт с будущими учителями детей и 100%-ное выполнение перспективного плана работы по преемственности через разработку комплексной модели активного взаимодействия.

Таким образом, проанализировав работу педагогического коллектива ДОУ по осуществлению физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно–эстетического развития воспитанников, можно сделать проблемный вывод:

В течение учебного года мероприятия по реализации годовых задач выполнены в соответствии с годовым планом работы ДОУ в полном объеме. Все используемые в воспитательно – образовательном процессе методические, дидактические пособия и материалы, оборудование соответствуют реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.В связи с введением федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования необходима постоянная реализация системы методической работы и достаточность её научно – методического оснащения. В работе с семьей необходимо использование активных форм работы для привлечения родителей к воспитательно – образовательному процессу детей и совершенствования партнерских взаимоотношений. При организации контрольно – аналитической деятельности методической службе ДОУ необходимо усилить контроль за полнотой, своевременностью и качеством выполнения рекомендаций и замечаний по итогам проверок педагогическими работниками, а также обеспечить оптимальный и качественный пакет документов для проведения проверки.Недостаточно уделено внимания преемственности со школой, в связи с чем в 2013 – 2014 уч. году требуется целенаправленная работа по обеспечению тесного контакта с  СОШ № 5 по вопросам реализации намеченного плана работы.

Анализ педагогической диагностики уровня развития воспитанников показал, что практически все воспитанники освоили образовательную программу, но показали недостаточный уровень знаний по образовательным областям «Познание» и «Музыка». В развитии психических способностей детей необходима систематическая работа всех специалистов ДОУ.

Выпускники ( 17 детей) детского сада будут обучаться в следующих образовательных учреждениях:

СОШ №2 – 1 ребенок

СОШ № 3 – 1 ребенок

СОШ №5 – 14 человек

Гимназия № 12 – 1 ребенок

 

 

Гипотеза: Весь процесс работы детского сада сводится к созданию достойных условий для воспитания и развития ребенка – дошкольника. Поэтому показатель готовности детей к школе, уровень освоения основных образовательных программ, реализуемых в ДОУ является показателем работы всего коллектива. Для того, чтобы сказать об оптимальном уровне работы педагогического коллектива ДОУ по осуществлению физического, познавательно-речевого, социально-личностного, художественно–эстетического развития воспитанников, необходимо выполнить следующие условия:

  • Внедрять систему опережающего мониторинга, которая позволит своевременно и оперативно вносить коррективы в образовательный процесс  на этапе возникновения проблем  освоения детьми содержания образовательных программ.
  • Создать систему работы по формированию  интеллектуальных способностей  у воспитанников ДОУ.
  • Обеспечить высокий уровень психологического готовности воспитанников к обучению в школе.
  • Разработать комплексную модель активного взаимодействия ДОУ и  СОШ № 5.
  • Поднять качество подготовки воспитанников ДОУ на более высокий уровень.
  • Разработать систему мониторинга эффективности взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и технологию сотрудничества ДОУ с семьёй.

Одну годовую задачу из целого перечня проблем сформулировать очень сложно, поэтому необходимо произвести ранжирование проблем по значимости, а оставшиеся области реализовать разными формами в планировании мероприятий деятельности ДОУ: 

  • Повышение уровня психологической готовности выпускников к школе.
  • Повышение уровня освоения детьми образовательной области «Познание» (сенсорное развитие) через интеграцию с другими образовательными областями.
  • Активное взаимодействие с семьями воспитанников.
  • Работа по преемственности со школой.
  • Качественная организация контрольно – аналитической деятельности.
  • Создание условий для обобщения и распространения передового педагогического опыта других учреждений на базе ДОУ.

 

Таким образом, годовые задачи на 2013 – 2014 учебный год составлены с учетом интеграции нескольких проблем:

1.Способствовать сенсорному развитию воспитанников ДОУ через формирование  у дошкольников представлений и практических ориентировок в пространстве в интеграции разных видов детской деятельности с использованием механизмов взаимодействия с семьями.

 

2.Совершенствовать систему работы ДОУ по преемственности дошкольного и начального школьного обучения посредством реализации модели активного взаимодействия.

 

Официальный сайт муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 «Искорка» города Ишимбая муниципального района Ишимбайский район Республики Башкорторстан.

наша группа в вконтакте

Подписка

Сообщите нам Вашу почту и мы сообщим Вам о наиболее важных событиях на Ваш E-Mail